МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВОИН

Реальностью на сегодняшний день является активное приближение военных инфраструктур блока НАТО к границам Российской Федерации и множественные попытки ее вовлечения в локальные и региональные военные конфликты. Западные державы, смещая вектор вооружения в сторону новейших разработок, основанных на физических принципах, формируют предпосылки превосходства над Вооруженными Силами РФ. 

Вопросы изменения спектра вооружения поднимались еще в 2015 году на Всероссийском совещание по проблемам гражданской обороны и защиты населения. Анализ новых разработок в вооружении показывает, что высокую значимость сегодня приобретают разработки и совершенствование невоенных форм и методов защиты объектов, территорий РФ и населения при условии возникновения военных конфликтов. Наблюдается тенденция изменения тактики и форм ведения военных действий, при этом объекты поражения в условиях нападения остаются неизменными, а население является косвенным объектом поражения [1]. 

В среднесрочной перспективе изменений гражданской обороны, как функциональной составляющей, можно выделить основные принципы, формирующие предпосылки трансформации гражданской обороны в составную часть государственных оборонных мероприятий:

  1. Изменения геополитической ситуации;

  2. Снижение вероятности применения ОМП;

  3. Совершенствование современных средств поражения;

  4. Изобретение нового оружия;

  5. Активизация и возрастание угроз терроризма.

  6. Изменения форм и методов ведения войны.

Многие эксперты сходятся во мнении, что вооруженные конфликты XXI века - это локальные и региональные войны, а также конфликты, в которых можно выделить ряд характерных черт, а именно:

- массовое применение оружия высокой точности в обычном снаряжении;

- приоритет при огневом поражение стратегически важных элементов и объектов инфраструктуры;

- предпосылки расширения масштабов военных конфликтов до локальных или межрегиональных войн;

 - применение оружия, основанного на новых поражающих принципах;

- усиление роли массированного информационного воздействия;

- возрастающий террористический характер вооруженной борьбы [2].

Кроме того, это и новые формы военных действий, таких как «гибридные войны» [3].

Одной из характерных черт «гибридной войны» является комплексное использование экономических, психологических, политических и информационных форм воздействия на противника. Современный вооруженный конфликт - это уже не просто политические и военные действия, а процесс, разжигаемый и управляемый гибридными составляющими. 

Следовательно, изменения в средствах вооружения, характерах и масштабах военных конфликтов, социально-экономической обстановке формируют необходимость более глубокой проработке защитных мероприятий в рамках гражданской обороны. Защитные мероприятия должны обеспечивать и гарантировать сохранность людей, материальных и культурных ценностей. 

Экономическое развитие страны привело к резкому росту различных общественных объектов, таких как торговые центры и спортивные комплексы, с массовым пребыванием людей. Однако, существующие научно-практические подходы в рассматриваемой области зачастую создают серьезные барьеры на пути развития гражданской обороны, как системы с учетом измененных реальностей. Функционал гражданской обороны в повседневном экономическом процессе должен обеспечивать дифференцированную защиту населения, а также основных объектов и территорий от конкретных видов опасностей мирного и военного времени.

На сегодняшний день приоритетными направлениями в исследованиях вопросов гражданской обороны являются:

- разработка и адаптация нормативной базы на основе современных подходов в области гражданской обороны;

- внедрение автоматизированных систем планирования мероприятий и управления силами гражданской обороны;

- формирование и совершенствование мобильной     составляющей сил гражданской обороны;

- разработка новых технологий ведения АСДНР с учетом новых видов вооружения;

- разработка новых методов защиты населения за счет комплексной интеграции новых форм информирования.

В складывающейся ситуации перед МЧС России, органа исполнительной власти на федеральном уровне, имеющего все полномочия в области гражданской обороны, встает необходимость реформирования нормативной базы, в том числе и методической составляющей, с учетом соответствия ее складывающимся социально-экономическим ситуациям, а также новыми вызовами и угрозами безопасности страны [4]. 

Несмотря на то, что законодательная база Российской Федерации постоянно совершенствует методологию гражданской обороны, как государственной резервной системы, остаются вопросы, требующие отдельного изучения и рассмотрения.  

Важнейшим направлением научно-технического обеспечения гражданской обороны остается разработка новых эффективных принципов, методов и технологий защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время. При этом, разноплановость в современных условиях ведение военных конфликтов затрудняет прогнозирование и развитие гражданской обороны. Ключевым моментом в данном случае является форма военных действий для подготовки противодействия и методологии защиты. Вследствие чего, политический вектор Российской Федерации в области гражданской обороны сформулирован в Основе государственной политики по гражданской обороне на период до 2030года [5] и сфокусирован на:

- совершенствование нормативно-правовой и методической базы с учетом изменяющихся характеров и форм военных конфликтов;

- совершенствование систем управления, информирования и оповещения, возникших при военных конфликтах и ЧС;

-   совершенствование способов и методов защиты населения.

Эффективность этой политической стратегии зависит в первую очередь от формирования сплоченных действий местного самоуправления, государства и населения страны. 

В этой связи, методическое планирование гражданской обороны на всех уровнях играет стратегическую роль [6]. Планы гражданской обороны разрабатываются на основе приказа МЧС России от 16.03.2012 №70 органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, однако, объекты с массовым пребыванием людей не выделены в отдельную стратегическую линию, так как выделены, например, водные объекты или учебные заведения. Разработка планов гражданской обороны возложена, как правило, на руководителя организации, и осуществляется на основе методических рекомендаций по разработке и утверждению Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организациях, разработанных МЧС России. Основное внимание уделяется оповещению и эвакуации людей в организациях.



Выводы

    В изменяющихся реалиях военных конфликтов необходимо менять основы методического планирования гражданской обороны, для обеспечения и гарантий сохранности людей, материальных и культурных ценностей. Кроме проработки мероприятий по оповещению и эвакуации людей, необходимо предусматривать новые мероприятия в части киберзащиты населения от массовых психологических и информационных атак, в пространстве со свободным доступом в интернет пространство на объектах с массовым пребыванием людей. Так же, необходимо учитывать и планировать мероприятия, направленные на предотвращение террористических актов, путем использования специальных устройств и систем мониторинга и слежения.  


Список литературы

  1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от современных средств поражения: Учеб. Пособие/ Под ред. А.В. Матвеева; СПбГУАП. СПб., 2005. 128с.

  2. Сосунов И.В., Посохов Н.Н., Киреев Р.В., Брык Д.И. Формирование новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 3 (41). С. 34—39. 

  3. Посохов Н.Н., Киреев Р.В., Сосунов И.В., Брык Д.И. Записки не посторонних о формировании новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 2 (40). С. 16—21.

  4. М. Ходаренок, А. Зинченко. Гибридное оружие войны. Газета. RU. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/army/ 2016/08/10/10112729.shtml (дата обращения: 13.11.2020).

  5. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года.

  6. П.Ф. Барышев. О мерах по реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны // Сборник материалов Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения. – МЧС России. 2017 г. – С 21-32.