МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE FORMATION OF DIGITAL SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников включают работу с учителями начальных классов, которая включает в себя курсы повышения квалификации. В первую очередь речь идет об обучении учителей, школьных годы которых прошли до появления персональных компьютеров. Повышение информационной компетенции учителя предполагает развитие способности находить, редактировать и создавать информацию.

Процесс формирования компьютерной будет более эффективным, если выполнены следующие педагогические условия: создание комфортной информационно-образовательной среды; самоактуализация потребности в овладении компьютерной грамотностью, просветительская работа с родителями, их активное участие, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс и т.д.

Нами была разработана программа курса «Открой для себя компьютер». Изучение курса «Открой для себя компьютер» знакомит младших школьников с приемами работы в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point, расширяет спектр навыков работы на компьютере, обогащает словарный запас, общий кругозор, способствует использованию полученных знаний и умений на других дисциплинах.

Курс направлен на достижение следующих целей:

  • формирование базовых знаний по работе с текстом, его создания и редактированию;
  • развитие навыков и умений по применению программного обеспечения (MicrosoftWord, Microsoft PowerPoint,) на практике;
  • творческое и познавательное развитие, повышение учебной мотивации;
  • формирование навыков работы с персональным компьютером с целью применения его в дальнейшем при изучении других школьных предметов;
  • воспитание ответственности;
  • развитие навыка сотрудничества.

Задачи курса представлены в виде схемы (Рис.).

 

 

 

Курс ориентирован на решение практических задач, поскольку основная деятельность учащихся направлена на практическую работу с использованием персонального компьютера.

Теоретической работе отводится меньшее количество времени, оно составляет 15-20 минут. Теоретическая работа ведется как в традиционной форме, так и с использованием проблемного, группового обучения. В ходе данной работы усваиваются терминология и основные понятия, поскольку они являются важными при изучении каждой темы.

Работа на персональном компьютере составляет не более 15 минут.
После прохождения каждой темы ученики выполняют практические задания. Методы, приемы и средства обучения представлены на схеме (Рис.).

Отбор материала осуществляется по уровню сложности.

За основу для рабочей программы «Открой для себя компьютер» для обучающихся 1-2 классов лежит ФГОС НОО и авторская программа Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам». Курс состоит из 24 практических работ (Рис.).

 


Практические занятия делают процесс обучения более интересным, повышают учебную мотивацию, снимают эмоциональную напряженность. Основными программами, используемыми на занятиях, являются Microsoft Word и Power Point.

На каждом уроке младшие школьники выполняют задания, направленные на формирование компьютерной грамотности, развитие умений и навыков практической работы на персональном компьютере. Отбор теоретического материла осуществлялся согласно тематическому плану.

Важно обеспечить каждого школьника персональным компьютером. Занятия должны проводиться в строго определенное время.

Каждый ученик должен быть задействован на отдельном рабочем месте, чтобы школьник сам мог выбрать наиболее удобный для себя темп работы.

По завершению прохождения курса «Открой для себя компьютер» на контрольном этапе мы провели итоговую диагностирующую работу, которая позволила определить, на каком уровне сформировались умения работы на персональном компьютере.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Артюхова Т. П., Барышников Е. Н., Жукова Н. А., Шавринова Е. Н. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы. - СПб.: СПб АППО, 2011. – С18. 3.
  2. Афанасьева Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки. // Информатика. – 2007. - №22 – С.25-27.
  3. Бешенков, С.А. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №1. – С. 58-60.
  4. Галагузова, Ю.Н. Компьютерная грамотность: Учебнометодическое пособие для преподавателей / Ю.Н. Галагузова. – Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. – 184 с
  5. Мазаева, Ю.А. Содержание понятия «компьютерная грамотность» в научной литературе / Ю.А. Мазаева, О.К. Агавелян // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №4. – С. 198-200.
  6. Романова, О.В. Рецензия на учебное пособие «Общая методика обучения информатике» / О.В. Романова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2019. – №1. – С. 45-47.