ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАДЗИРАЮЩИМИ ОРГАНАМИ

RESPONSIBILITY OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE IDENTIFICATION OF VIOLATIONS DURING INSPECTIONS BY THE SUPERVISING AUTHORITIES

Подавляющая часть субъектов предпринимательской деятельности осведомлена о существующих противоречиях в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, но не все обладают достаточными знаниями, позволяющими извлекать из этого выгоду для юридического лица. Но так или иначе, подавляющая часть предпринимателей знакома с проблемами, возникающими из-за противоречивости действующего законодательства. Однако для 40% предпринимателей эти юридические коллизии являются незначительным барьером, и только 3% отметили, что законодательные коллизии позитивно отражаются на ведении бизнеса.

За 10 лет действия Закона сократилось общее количество проверок с 2,9 млн до 1,6 млн проверок в год. При этом значительно перераспределились роли проверяющих, так, если в 2010 году из общего 2,9 млн проверок в год:

  • на федеральный уровень приходилось 2,5 млн,
  • на региональный уровень всего 220 тысяч проверок,
  • на местный уровень всего лишь 25 тысяч проверок.

А уже в 2018 году согласно данным статистики:

  • на федеральный уровень приходилось 1 млн,
  • на региональный уровень 570 тысяч проверок,
  • на местный уровень 51 тысяч проверок.

Как видно из данных статистики выросло общее количество региональных проверок и с каждым годом растут проверки местных надзорных органов. Но с июля 2021 года ожидается рост активности органов государственного контроля предположительно связан, с фактическим прекращением действия моратория связанного с корона вирусными ограничениями  2020  г. и введением нового Закона №248 с 01.07.2021 года, согласно которому теперь регулируются большие направлениях бизнеса, юридических лиц данным Законом в отличие от Закона № 294.

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации число зарегистрированных юридических лиц в России на конец 2019 г. составляло 3 715 287, число индивидуальных предпринимателей — 4 040 095.

По данным ЕРП в 2019 г. надзорными органами были проведены проверки в отношении 470 674 компаний, из которых:

- 23%  — это индивидуальные предприниматели,

- 77%  — юридические лица.

Если в теории предположить, что ежегодно должностными лицами надзорных и контролирующих органов проверяются разные юридические лица, то даже при таком расчете для проверки всех субъектов экономической сферы деятельности в нашей стране хоть какими-то надзорными органами контроля необходимо более 10 лет. То есть юридическое либо или иной субъект экономической деятельности в Российской Федерации проверяется раз в 10 лет (за исключением налоговых проверок).[1]

Наибольшее количество проверок проводится в отношении юридических лиц с разветвленной филиальной сетью. Так, наибольшее количество проверок проведено в отношении:

-  ОАО «РЖД» - 4 244 проверки за 2019 год;

- АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») - 4 111 проверок в 2019 году.

Лидируют по количеству проведенных проверок надзорными и контрольными органами юридические лица, чьей основной деятельностью является управление жилым фондом. Всего в 2019 году наиболее проверяемыми 50 компаниями России стали:

1) 33 юридических лица - управляющие жилым фондом;

2) 8 производственно-сырьевых и ресурсоснабжающих юр  лиц;

3) 5 крупнейших российских ритейлеров:

- АО «Тандер» 4 ,

- ООО  «Агроторг» 2  827,

- АО «Дикси ЮГ» 872,

- АО  ТД «Перекресток» 773,

- ООО «Лента» 488;

4) 2 юридических лица в сфере связи:

- ФГУП «Почта России» 2 097;

- ПАО «Ростелеком» 554;

5) 1 строительная компания:

- АО «Мосинжпроект» 792;

6) 1 транспортная компания:

- ОАО «РЖД» 4 244 проверки должностными лицами контрольных и надзорных органов в год.

Евгений Ковтун считает: «Возможно, закон о государственном контроле подконтрольных юридических лиц проверяющими органами должен был быть более всеобъемлющим документом. Скорее всего необходим отдельный Кодекс, содержащий все процессуальные и материальные нормы права. [2] Дальше — дело теории, так ли необходимо проверяющим должностным лицам «отбивать» понесенные в ходе проверки расходы бюджета и пополнять казну штрафами или должностное лицо должен как аудитор помогать юридическому лицу соблюдать требования действующего законодательства РФ. Однозначно утверждать, каким образом должна проводиться проверка деятельности юридических лиц, и чем она должна в итоге заканчиваться, конечно, невозможно. Каждая следующая встреча должностного лица госоргана и представителя юридического лица по-своему уникальна и никогда не заканчивается по заранее написанному кем-либо сценарию».

И с ним невозможно не согласиться, так как от количества проверок и выписанных штрафов субъектам предпринимательской деятельности ситуация с нарушениями не улучшится, а наверное, даже усугубится. Так предпринимателям необходимо помочь в предотвращении возможных нарушений и как раз новый Закон – 248 предполагает проведение профилактических мероприятий, консультации с субъектами предпринимательской деятельности. Так возможно между предпринимателями и надзорными органами, наконец, возникнет двухсторонний диалог.  Ни для кого не секрет, что до введения нового Закона – 248 все предприниматели боялись надзорных органов и даже при наличии вопросов избегали походов к ним, что приводило в последствии к штрафам, а то и к прекращению деятельности юридического лица. Хотя проконсультируйся вовремя юридические лица с надзорными органами, возможно, было бы избежать таких пагубных последствий для них.

Сведения о количестве проверок доступны в наборах открытых данных ЕРП. В 2019 г. лидером по количеству всех проверок среди федеральных округов стал Центральный федеральный округ, а среди субъектов РФ — Москва,  Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская Ростовская области.

В данных регионах проведены 24% всех проверок.[3]

По итогам проверок должностные лица к субъектам предпринимательской деятельности могут применить:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности;
  • лишение специального права;
  • конфискация.

Однако на практике ранее до 2021 года наиболее распространенной мерой ответственности субъектов предпринимательской деятельности являлся административный штраф, зачастую без альтернативы для юридического образования. ИП несет ответственность по КоАП РФ в основном как должностное лицо и в специально указанных случаях как предприниматель, юридическое лицо.

В ближайшем будущем ожидается сокращение количества административных штрафов ввиду ввода в действие нового Закона №248.

Список литературы:

  1. Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. - М.: Проспект, 2019. - 352 c.
  2. Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1. - М.: Wolters Kluwer, 2018. - 352 c.

 

Bibliography:

  1. Ershova I.V. Modern business law. Monograph / I.V. Ershova, L.V. Andreeva, N.G. Apresova. - M .: Prospect, 2019. P.- 352.
  2. Molotnikov A.E. Actual problems of business law. Issue 1. - M .: Wolters Kluwer, 2018. P.- 352.

 

[1] Ершова, И. В. Современное предпринимательское право. Монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова. - М.: Проспект, 2019. - 352 c.

[2] Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 1. - М.: Wolters Kluwer, 2018. - 352 c.

[3] Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск 3. - М.: Wolters Kluwer, 2013. - 173 c.