ПЕСОЧНАЯ АРТ – ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Наверняка вы все замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой, детям нравиться потрогать, поковыряться в песке палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку, лепить лепешек из песка..

 Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка.

 Плюс песочной терапии в том, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания и стрессы у детей при играх в песке почти исключены, получают только  удовольствие и радость от игры.

 Песок - это уникальный натуральный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. А занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

 

Предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная  Арт - терапия в работе воспитателя». Познакомить с одним из  нетрадиционных инновационным личностно-ориентированным направлений здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.

Данную практику стали использовать в нашем детском саду с этого учебного года. Обучиться ей несложно любому воспитателю, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.

Педагогическая целесообразность этого занятия объясняется тем, что для малышей песок – это развивающая среда. Дети с удовольствием играют, рисуют песком. Ведь песок - это так естественно, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится, а также не затратно в  материальном плане.

 

Песочная арт-терпения является вариантом песочной терапии. Акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка размещенного на специальном световом столике. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. В процессе этой работы негативные тенденции у ребенка ослабевают, снимается напряжения, тревоги, раздражительность. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.

Рисование песком формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе и окружающим, пластику движений рук; улучшает память, стимулирует работу мозга (познавательные процессы: восприятие, образно- логическое мышление, пространственное воображение).

Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми

 Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка " Питер и Волк".

Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.

Песочная терапия полезна, если у ребенка:

плохой сон, ночные кошмары;

плохо развита мелкая моторика;

истерики, непослушание, капризы;

логоневроз (заикание, ЗПР, а также другие речевые проблемы;

застенчивость, неуверенность в себе;

агрессия, тревожность;

нет взаимопонимания с родителями;

расстройства невротического характера;

недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);

психосоматические заболевания;

страх перед школой, садиком;

частая плаксивость (без повода);

если ребенок пережил сильный стресс.

Занятия с песком противопоказаны, если у ребенка:

Уровень тревожности очень высок

Имеется аллергия на пыль и мелкие частицы

На руках мелкие порезы и ссадины.

Итак, приступим к практической части, нам необходимо: 

Инвентарь: стол стеклянный с подсветкой, совок с щеточкой, бумажные и влажные салфетки, песок или можно заменить манной крупой, можно использовать дополнительные атрибуты (фигурки, кисточки, мешочек, расчески, трубочки и пр.).

Подготовка к работе:

  • Песок, с которым должны работать, должен пройти специальную обработку. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
  • Заготовить образцы, шаблоны, чтобы ребенок воспользовался для рисования.
  • Провести инструкцию. Ознакомить детей с оборудованием, материалом и с правилами работы с ними.

Необходимо  напомнить детям, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол.  Н-Р: Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

Перед началом необходимо подготовить наши ручки, вытереть бумажной салфеткой, чтобы они были сухими. А по завершению работы воспользоваться влажными салфетками.

Занятие проходит в три этапа:

  1. Вводная

Подготовка рук. Массаж и упражнения на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, активизация умственной деятельности.

 Игра «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.  Затем по очереди между пальцами, начиная  большого пальца с указательным, переходя к следующему пальцу, так далее до мизинца.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Упражнение «Струя» ребенок набирает песок в руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая струю, с одной ладони на другую. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.

Упражнение "Необыкновенные следы" развивает тактильную чувствительность.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Такие рода упражнения использую в начале занятия.

2.Основная

Рисование подушечками пальцев «Мой портрет», «Типы линий»  Зеркальное рисование «Лировидный узор».

 Рисование с использованием трубочки «Цветочная поляна».

 Рисование ладонью и ребром кисти руки «Аквариум».

 С использованием атрибутов ( сито, геом.фигурки, кисточка и расческа).

 С использованием мешочка «Мой любимый динозавр».

 Рисование с помощью техники – песочная струя «Линейный сброс песка», сказка «Колобок».

  Заключительная – рефлексия.

Использование пескографии в непрерывной образовательной деятельности дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во вторых, мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, развивается творческий потенциал и фантазия.

В-четвертых, детали изображения меняются взмахом руки, при этом одной и той же поверхностью можно пользоваться бесконечно.

В-пятых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-шестых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!

При отсутствии специального стола с подсветкой можно использовать подносы с высоким бортиком. Если поднос темный, то можно использовать манную крупу, если поднос светлый, то песок.

Надеюсь, мой мастер-класс будет для вас для вас полезным. Желаю удачи в новых начинаниях!