ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ «ЭКОГРАД» КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Биологическое разнообразие является одним из основных идей обучение школьников.

Однако, по мнению многих методистов, наибольшие трудности у учителей вызывает воспитание у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к природе.

Цель проекта:    Создание условий для совмещения  полноценного активного летнего отдыха с экологическим воспитанием по  формированию у детей эмоционально-ценностного отношение к природе, умений непосредственного общения с природой и проведения исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

  • вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
  • приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
  • формирование у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

Организационно – практические задачи:

  • формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
  • выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • практическое обучение школьников методам полевых и лабораторных исследований по выбранным направлениям работ;
  • научить обрабатывать собранные материалы и подготовить доклады к научно-практической конференции, которая состоится в день закрытия лагеря;
  • проведение учебных экскурсий на природные объекты.

Летний лагерь рассматривается многими методистами как интенсивная форма дополнительного экологического образования, которая происходит в максимально активном соприкосновении ученика с миром природы.

Основная форма организации обучения в условиях летнего лагеря является экскурсии и практические работы, по мнению многих авторов.

Анализ методических разработок большинство экскурсий и практических работ по насекомым в условиях летнего лагеря, направлены на развитие умений выявлять характерные признаки, умений распознавать и осваивать методы сбора и определения насекомых.

   Вот поэтому в проекте разработаны методы и приемы развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе.

Содержание программы

Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).

Подготовительный этап включает:

  • организаторы создают программу работы экологического лагеря;
  • программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;
  • обеспечивается полноценное питание и режим работы;
  • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.

Основной период лагеря

Модель экологического лагеря – «Экоград»

Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом.

Цель: создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.

Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции.

I этап – организационный (включение в игру) начинается с общелагерной акции “Создадим экологический городок!”.

Задачи этапа:

  • знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей;
  • мотивация на игровое взаимодействие;

На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием смены, утверждением Законов Природы.

II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”

Задачи этапа:

  • постепенное включение жителей Экологического городка в совместную жизнь;
  • создание условий самореализации и саморазвития детей.

Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители Экологического городка включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.

Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.

III этап – заключительный посвящен подведению итогов.

Задачи этапа:

  • рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
  • исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
  • оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
  • проводятся все заключительные диагностики.

Нами разработана модель методики развития эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе наблюдений за насекомыми опылителями в условиях школьного экологического лагеря.

Данная модель состоит из целевого компонента,

Цель модели развитие у учащихся 6-7 классов эмоционально-ценностного отношения к живой природе

Основными подходами для отбора содержания наблюдений нами определены: 1. Региональный подход – наблюдения проводились на местных видах растений и насекомых. Также рассматривались, в основном только отряды насекомых, которые включены в школьную программу – отряд перепончатокрылые, отряд чешуекрылые, отряд двукрылые; 2. Эколого-эволюционный подход – многообразие насекомых во взаимосвязи с растениями, рассмотрение их взаимных  приспособлений в связи с процессом опыления; 3. Природоохранный подход – усиление внимания к роли насекомых в природе и их охрана.

Исходя, из этого мы разработали такие занятия: природе («Кто такие насекомые - опылители?»; «Цветок приманка для насекомых»; «Распознают ли   цвета насекомые - опылители?»; «Взаимоотношения растений и насекомых - опылителей»; «Мимикрия - приспособление к привлечению опылителей»; конференция «Роль насекомых-опылителей в природе»).

Для реализации данных занятий нами были отобраны методы обучения:

Практический (наблюдение); Словесный (беседа, рассказ, дискуссия); Наглядный (слайд-презентация); Моделирование.  А так же методы воспитания: Методы формирования сознания личности (беседа, метод примера); Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (поощрение, эмоциональное воздействие). 

Результаты модели: Уровни опыта эмоционально-ценностного отношения к природе: Низкий (ценностно-чувственный); Средний (ценностно-смысловой); Высокий (ценностно-деятельностный).

Приемы развития эмоционально-ценностного отношения к природе

В конце каждого занятия проводили беседу и личные примеры. Например: беседа  «Как Вы думаете, пчелы полезные или вредные насекомые?» (учащиеся высказывают свои мнения: )

Дополняем все занятия примерами: Например: Какие насекомые Вам нравятся? Мне нравятся маленькие бабочки, они такие нежные и прекрасные, на мой взгляд.

Учила их выражать свои эмоции

Выводы

  1. Анализ литературных источников показал, что летний лагерь является одним из основных форм организации дополнительного экологического образования;
  2. Выявили следующие основные подходы для отбора содержания наблюдений: региональный подход, эколого-эволюционный подход и природоохранный подход. Разработана методика проведения занятий наблюдений с насекомыми – опылителями в условиях летнего лагеря для развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе
  3. Ожидаемые результаты педагогического эксперимента показывают относительную эффективность предлагаемой методики развития эмоционально-ценностного отношения к природе.