ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДХОДА LESSON STUDY — КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Важным фактором, влияющим на качество образования, является эффективное преподавание каждого урока, и, соответственно, изучение и владение учителями современными  технологиями  и методами  преподавания. Сегодня, в период обновления современной школы, нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие передовыми технологиями обучения, а также компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности.

В начале 2019-2020 учебного года в рамках проекта социального воздействия «Повышение качества образования в Хангаласском улусе» пять  педагогов школы прошли трехдневный семинар, посвященный проблемам повышения образовательных результатов обучающихся школ Хангаласского улуса с участием представителей проектного офиса НИУ ВШЭ, секцию «Педагогические технологии». После семинара в  школе создано первое сообщество  педагогов, обучающее технологию «Lesson Study». С тех пор уже 11 профессиональных обучающихся   сообществ изучало и апробировало технологии Lesson Study, это 43 учителя-единомышленника.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, обобщение и трансляция своего собственного опыта, если он эффективен и приносит высокие результаты. Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно, на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии». Успешно применяется в Сингапуре, Гонконге, Швеции, Канаде, США, Великобритании и других странах.

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.  Подход  Lesson Study  наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.

Занимаясь внедрением  Lesson Study  в процесс обучения, мы рассчитывали получить следующие  результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой  группы  с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Так с целью изучения нового подхода в обучении  Lesson Study,  повышения уровня профессионального мастерства и эффективности уроков начали работу по внедрению LS по следующим этапам: 1) Изучение теоретического материала и практического опыта. На данном этапе проводим для кажого нового педагогического сообщества обучающие семинары, коучинги для коллектива школы и отдельно для ПОС. Изучали: учебно-методическое пособие «Я – эффективный учитель», работы Пит Дадли,  Lesson Study: руководство, 2011, Пинской М.А. Формирующее оценивание в классе, - М.: Логос, 2012, Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся, СПб.: Учебная литература, 2012.  Использовали опыт других учителей с интернета, из различных сайтов.

2) Формирование групп. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study. Каждую группу (их было 11) мы создавали из учителей, работающих в одном классе по 3-4 предметника и методист-администратор. Группы работали по принципу доверительных и доброжелательных отношений. Все члены имели равный статус, общие интересы по обучению данных классов. 

3) Третий этап – это выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Известно, что цели Lesson Study совпадают с темой работы школы. Методическая тема нашей школы: “Совершенствование качества образования через освоение современных педагогических и цифровых технологий обучения в условиях реализации ФГОС”. Поэтому в основном учителя выбирали темы: «Формирующая оценка – оценка, способствующая обучению». «Как применение новых подходов и методов в обучении повлияет на развитие навыков самостоятельной работы учащихся?», «Применение ИКТ-технологий, технологии электронного обучения»,   «Применение групповой работы обучения для повышения мотивации учащихся», «Повышение мотивации и  качества знаний учащихся в 5а классе», «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках», «Сплочение детей в единый коллектив и создание благоприятной среды для обучающихся»  и т.д. 

      В 5-8 классах хотели сплотить детей в единый коллектив и создать благоприятную среду для обучающихся, способствовать отдельным учащимся повышению учебной мотивации, преодолеть некоторые препятствия, барьеры в учебе, дать возможность развитию мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения через оценивание для обучения. Также ставились задачи по наблюдению за психологической атмосферой в классе, определить умения учащихся оценить себя, своих одноклассников, группу в целом и выявить лидеров в классе.

 Таким образом, в процессе использования технологии  LessonStudy  мы хотели:

- увидеть обучение учеников в реальности;

-обратить внимание на применяемые приёмы группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке;

- выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников, чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного учителя, а реально существующих детей.

 4) Четвёртым этапом стало планирование  LessonStudy:  3 а, 3б, 3в,  5а, 6а, 8а  классы; и в 2020-2021 году – 3а, 6б, 5а, 10а, 4в кл.  На данном этапе разрабатываются дорожные карты, намечается план действия. В неделю проводили один урок, совместно наблюдая, анализируя, планируя дальнейшее обучение. На первом собрании в каждом ПОС совместно определяли трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный – С, средний – В, слабый – А. В группах даются  характеристики детям, ставятся цели.

На уроках Lesson Study также использовали  ИКТ – технологии, программы из различных платформ, видеоресурсы, интерактивную доску-планшет и др. В общем, уроки учителей стали качественнее, интереснее и богаче в плане применения разнообразных приемов, технологий;

Как применение технологии LS отразилось на качестве образовательного процесса? В ответ на данный вопрос хочу привести мнения учителей-практиков: «Если раньше я планировала ход урока (в основном), то при технологии LS необходимым стало планировать  деятельность ученика на уроке – это, во-первых. Во-вторых, каждый ученик находится на виду у  учителя, идет непрерывная связь учителя с учеником, что повышает  интерес к познанию, активность на уроках, возможна и успешность в обучении»;  «Конечно отразилось. Слабоуспевающие стали работать активнее. Все обучающиеся старались получить «4» и «5». Качество повысилось примерно на 25%» (нач.кл.); «…Если данную технологию применять системно, то конечно она даст хорошие результаты»;  «Положительно. Приведу пример в цифрах: в 2018-2019 уч.г. обучающихся  у меня было 253. В 2018-2019 уч.г. успеваемость – 96 %, качество – 70,4%. В 2019-2020 уч.г. общее количество обучающихся  - 211, 2019-2020 уч.г. успеваемость – 99 %, качество – 74,9%. Итоги у нас еще только подводятся. Примерно, наверное, на 4-5% повысилось качество.

 В заключение можно отметить, что использование подхода Lesson Study помогает учителям  повышению уровня педагогического мастерства, эффективности уроков; увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;  понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся; реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы, организация сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов.       На самом деле у учителей с применением данной технологии  произошло переосмысление своей деятельности на уроках,  опыта с точки зрения сегодняшнего дня, достижений, развития  педагогической науки на сегодня.  У молодых учителей  ПОС стало хорошей площадкой приобретения практического             опыта.  В итоге плодотворной работы в педагогических обучающихся сообществах некоторые учителя уже обобщали свой опыт на улусном конкурсе дистанционных уроков в мае 2020 г.:

- урок в 3 классе по математике «Площадь прямоугольника», Попова Лена Саввична, лауреат  I степени в секции «Начальная школа»;

- урок географии в 6 кл. «Движение воздуха», Ефимов Илья Борисович, лауреат  I степени в секции «5-11 классы»;

- урок музыки в 3 кл. Слепцова Алена Николаевна, лауреат III   степени в секции «Начальная школа»;

 - обобщающий урок-игра «Физика 9 класс», Тимофеева Надежда Александровна, в секции «5-11 классы»;

 - урок математики в 5 кл., Пестерева Аэлита Васильевна, сертификат участия.

 А также уроки учителей можно посмотреть на сайте школы в разделе «Дополнительные сведения» (рубрика «Улусный конкурс дистанционных уроков». https// ПСОШ 1.хангаласс.рф/улусный- конкурс-дистанционных уроков/ и на других учительских сайтах.