ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей дошкольного возраста, что сочетает в себе средства, а так же способы развития музыкально-творческих и речевых способностей ребёнка.

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей  с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма самих нарушений. Это результат плохой экологии, большого количества общих заболеваний детей, значительного увеличения количества неблагополучных семей и т.д. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровье-сберегающих технологий.

Цель: Коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  2. Развивать дыхание, артикуляционный аппарат, слуховое внимание, память.
  3. Развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  4. Развивать чувство ритма музыкального произведения и собственного ритма движений.

Основные направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

  1. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Участники проекта. В проект вовлечены 14 детей групп старшей группы и подготовительной группы с нарушениями речи группы  (Звездочка), два воспитателя, учитель – логопед музыкальны руководитель, педагог- психолог .

Проект рассчитан на 3 года

Научная новизна Лого-ритмика - современная инновационная здоровье сберегающая технология, являющаяся наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей на основе авторских разработок.

МБДОУ «Детский сад Ромашка» с .Графский берег  на 2020-2021 учебный год  85 детей, из них на данный момент логопункт  посещают 14 детей с различными нарушениями речи это ФНР, ФФНР (Фонематическое не доразвитие речи, фонетико-фонематическое не доразвитие речи)  . В 2020 году мы создали проект  «Веселая ритмика» и начали проводить лого-ритмические занятия совместно с педагогами. Проект составлен опираясь на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой [4] и адаптированную образовательную  программу Н.В.Нищевой , и  исследования педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю. Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся вопросами дошкольной логоритмики.[5]

Проект  «Логоритмика» рассчитан на три года обучения. Максимальная учебная нагрузка составляет в неделю составляет 1 занятие, детей делим на 2 группы. Продолжительность дополнительной образовательной деятельности и их количество регламентируется нормами САНПиН 2.4.1.3049-13 для детей 4-7 лет в группе – 1 занятие в неделю не более 30  минут.[1] С целью реализации Федерального государственного образовательного стандарта образовательная нагрузка рассчитана на 9 месяцев. Занятия по лого-ритмике проводит учитель логопед  совместно  с музыкальным руководителем, педагогом - психологом 1  раза  в  неделю  во  вторую половину дня.

В нашем детском саду работа по логоритмике ведется с осени 2020 года комплексно группой педагогов (в которую входят - учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог). Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.

У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия. Педагог-психолог подготавливает занятия по формированию эмоциональной стабильности у детей.

Авторский песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры мы используем на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа, магнитной доски и др. В подготовке и проведении лого-ритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, педагога- психолога.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Учитывая принципы систематичности и последовательности, мы разработали перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный нами перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

             При диагностике после 5 месяцев работы по проекту «Веселая ритмика» показала, что постепенно нормализуется речевое развитие, улучшилась координация движения, повысился интерес к занятиям, дети научились работать в коллективе, начали находить общий язык друг с другом, создалась благоприятная психологическая атомосфера.

Наш проект «Веселая логоритмика» очень полезны детям, имеющим проблемы с задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения. Занятия проводились в непринуждённой обстановке, дети были максимально раскрепощены, охотно включались в занятие. В результате занятий по лого-ритмике к середине учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Занятия научили детей к общению со сверстниками, нормализовалась речь, сформировался положительный настрой в группе, накопился словарный запас. Появился интерес к своей речи, увеличилась связная фразовая речь.

         Практика использования авторских дидактических игр и музыкальных разработок показала более эффективное воздействие на развитие речи детей. Для более успешного проведения занятий нами выполнялись психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.

            Системная и планомерная работа в ДОУ в рамках коррекционно-развивающей деятельности педагогов помогла нам создать благоприятные условия для успешного развития детей. Мы пришли к выводу, что построенная таким образом работа привела к высоким результатам в речевом, умственном и музыкальном развитии детей, использование в системе работы занятий по лого-ритмике позволило полностью скорректировать нарушенные речевые функции у детей. у детей происходит положительная перестройка сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также развиваются эмоционально - художественные стороны личности ребенка. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

  Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успех.

Такая коррекционно-развивающая деятельность специалистов с использованием авторских игр и авторского песенного репертуара имеет большие потенциальные возможности и в дальнейшем может способствовать эффективным и качественным изменениям в речевом развитии дошкольников.