ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Наша школа носит имя первого летчика истребителя из народа саха, участника ВОВ, нашего земляка И.А.Федорова. Наша школа малокомплектная, мы находимся на труднодоступном участке, на острове, на середине реки Лена. Наш остров находится на красивейшем месте республики Саха, на территории национального парка “Ленские столбы”. Два сезона в году наша деревня полностью становится отрезанным от внешнего мира, во время паводка и ледостава, постоянное транспортное сообщение существует с конца ноября до середины апреля. Несмотря на труднодоступность и сезонное отрезанность в нашей деревне жизнь бурлит, функционируют все социально-культурные объекты.

          Технология исследования уроков Лессон Стади – это согласованное действие учителями разных предметов для улучшения образовательных результатов, достижения эффективного урока.

          Мы с 2019-2020 учебного года сотрудничаем с Научно-исследовательским универститетом “Высшая школа экономики” по исследованию уроков по технологии Lesson Study.

Если раскрыть плюсы и минусы малокомплектной школы, то для ученика плюсами будут доброжелательная атмосфера, повышенное внимание учителя, возможность сотрудничества с учителем. Чем меньше учеников, тем у учителя наиболее индивидуальная направленность к каждому ученику.

Минусы для ученика: необходимость быть в постоянной готовности к ответу, ограниченность общения и не сформированность коллективных отношений, чрезмерная открытость учебной работы (нет возможности побыть наедине с самим собой), неизбежный контроль, перегруженность.

 

В целях улучшения и развития качества образования в нашей школе с 2019 года организовано пед.сообщество составом из 7 учителей.

Цель работы:

- совершенствование методики преподавания и повышения уровня мотивации учащихся;

- организовать активное обучение ученика, формы работы в классе через выбор и применение соответствующих технологий обучения в конкретном классе.

          Исходя из особенностей нашей школы, мы на уроках использовали такие пед.технологии:

  1. Для повышения мотивации учащихся использовали проблемно-поисковую технологию
  2. Для повышения социализации учащихся (рассуждать и высказывать свое мнение, работать в команде, выступать перед аудиторией) использовали технологию критического мышления.
  3. Для оценки своих знаний и их повышения использовали технологию уровневой дифференциации.

Для достижения эффективности уроков, формирования полноценной групповой работы провели:

- интегрированные уроки, совмещая классы, предметы, чтобы вызвать интерес и повысить мотивацию учащихся. Подбирали на уроках такие задания, которые были адаптированы для обоих классов: для 5 класса – это технология опережающего обучения, для 6 класса – обобщение и систематизация ранее полученных знаний (закрепление пройденной темы).

- сетевой урок с учениками близлежащих малокомплектных школ, разделяя их по группам, используя приемы распределения на группы. В ходе сетевого урока учителя школ заметили заинтересованность учеников, продуктивность работы в группах, умение взаимодействовать. Так как наши выпускники заканчивают школу после 9 класса и переходят в головную сетевую школу, происходит ранняя адаптация и чувство коллективизма с будущими одноклассниками. Если раньше они встречались и встречаются на конкурсах, соревнованиях, то на таких уроках они вовлечены в единый учебный процесс.

          Мы понимаем, что 3 ученика – это уже команда и ребята уже умеют работать в команде, но для повышения конкурентно способности учащихся понадобится вторая команда, чтобы преобладал дух соревновательности (соперничества), чтобы ребята могли выступать перед другой командой и оценивать командную работу.

 

Провели такие уроки:

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

6 и 7 классы (12 учащихся)

6 и 7 классы (7 учащихся)

Физика

Саха тыла

Английский язык

Математика

Русский язык

Английский язык

Математика

Русский язык

Биология

Обществознание

Музыка

 

Внедрив технологию Lesson Study на уроках, мы увидели положительные результаты. Ученики стали работать активнее, коммуникабельнее, повысился интерес к знаниям. Доказательством тому, активная работа на уроках, успешное участие нашего слабого ученика, который раньше нигде не участвовал, например, в этом году на улусном конкурсе «Сайдыы Фест» он занял 1 место. А наш продвинутый ученик, наблюдаемый еще с прошлого года, показал свои результаты на Всероссийской олимпиаде школьников, где он занял первые места по 6 предметам.

          Но не каждому ученику удалось достичь результатов, они остались на своих уровнях. Мы будем работать в этом направлении и уверены, что систематическая работа над этими учениками даст положительные результаты.

          Педагогический подход Lesson Study помогает совершенствовать методику преподавания, понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся, также помогает использовать возможности подхода Lesson Study в своей учительской практике. Полученные результаты и методику Lesson Study наше пед.сообщество распространяет перед коллекгами на педагогическом совете и обмен опытом с пед.сообществами малокомплектных школ Южного куста.