ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Речь является универсальным  средством  коммуникации, поскольку при словесной передачи информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению   с другими средствами.   Выполняя коммуникативную функцию, речь становится средством общения.

    Понятие коммуникативные навыки включает в себя  умения: сотрудничать, слушать и слышать собеседника, воспринимать и перерабатывать полученную информацию,  вербально выражать свои мысли, желания, просьбы и т.д.

В норме формирование  коммуникативных навыков складывается к старшему дошкольному возрасту и совершенствуется на протяжении всей жизни.[1]

     Мы опираемся на определение М.И. Лисиной, в котором она определяет общение как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование  и объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата».  Рассматривая общение как психологическую категорию, М.И. Лисина  интерпретирует его  как деятельность, и потому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность»[12,c122].

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

 Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.[2]

М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).[3] Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием  воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

Нами было проведено исследование коммуникативных навыков у дошкольников с помощью методики «Ребёнок – Взрослый» А.М. Щетинина [6]. По шкле высокие показатели показали 5 детей, средний показатель 6 детей, низкий показатель 9 детей.

Рис.1 Уровень коммуникативных навыков у дошкольников по методике «Ребёнок-Взрослый» А.М.Щетининой [6]

Дети с высоким уровнем коммуникативных навыков были сосредоточены на задании, внимательно слушали инструкцию. Дети же с низким уровнем коммуникативных навыков смотрели на картинки у рядом сидящих детей.

После проведения методики «Помоги» Л.С.Кирс [4], высокого уровня коммуникативных навыков достигли 4 ребёнка, среднего 6 детей, низкого 10 детей.


 Рис2. Уровень коммуникативных навыков у дошкольников по методике «Помоги» Л.С.Кирс [4]

Дошкольники, которые достигли высокого уровня коммуникативного навыка, были  внимательны при выполнении задании, в то время как дети с низким уровнем сидели отвлекались н посторонние вещи, не обращаясь за помощью.

При выполнении методики «Давай дружить» А.М.Щетининой [6], высокого уровня коммуникативных навыков достигли 5 детей, среднего уровня 6 детей и низкого уровня 9 детей.

Рис.3 Уровень развития коммуникативных навыков по методике «Давай дружить» А.М. Щетининой [6]

Дети с высоким уровнем развития коммуникативных навыков внимательно слушали инструкцию и точно выполняли задние. Дети с низким уровнем списывали ответы у рядом сидящих детей.

После проведения диагностики «Диагностика развития общения со сверстниками» И.А. Орловой [5], высокого уровня коммуникативных навыков достигли 4 детей, среднего уровня 5 детей, низкого уровня достигли 11 детей.

 Рис.4 Уровень коммуникативных навыков по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» И.А. Орловой [5]

Дети с высоким уровнем коммуникативных навыков проявляли инициативу в общении со сверстниками, проявляли интерес. Дети с низким уровнем были не заинтересованы в общении со сверстниками.

Проведя исследование с помощью представленных методик, можно сделать вывод, что повышать уровень коммуникативных навыков у дошкольников необходимо для дальнейшего формирования личности.

 

 

                                Список литературы.

  1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?/ Л.А. Венгер. – Москва: Знания , 1999. – 412 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Педагогика , 2000. – 521 с.
  3. Лисицина М. И. Методическое пособие для диагностики коммуникативной деятельности / М.И. Лисицина. – Москва: Педагогика 2015. – 234 с.
  4. Кирс Л.В. Коррекционно–педагогическая работа в дошкольных учреждениях. / Л.В. Кирс. – Москва: Педагогика , 2008. – 628 с.
  5. Орлова И.А. Педагогическая психология. / И.А. Орлова. – Санкт – Петербург: Учебное пособие 2020. – 496 с.
  6. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка. / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: Учебное пособие 2000. – 88 с.