Основные аспекты малого бизнеса

Малый бизнес представляет собой предпринимательство, основанное на деятельности небольших организаций и компаний, формально не являющихся частью объединения [1]. 

В современное время малый бизнес – неотъемлемая часть рыночной системы экономической сферы. В России данный вид предпринимательства представляется как главный критерий роста уровня качества жизни, эффективности производства и заполнения рынка нужными товарами и услугами.

При этом малый бизнес имеет ограниченный характер включения в структуру хозяйственного аспекта экономики. Однако роль такого предпринимательства в настоящей жизни непрерывным образом возрастает. Согласно опыту развитых государств раньше фирмы малого бизнеса были созданы вследствие стремления людей открыть своё дело, а на сегодняшний день такие фирмы создаются в результате инициаций крупных организаций, которые поручают им вести какие-то определенные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. 

Роль малого бизнеса обусловлена тем, что его развитие способствует непосредственно следующим факторам:

- создание новых рабочих мест;

- внедрение новой продукции;

- удовлетворение нужд крупных организаций;

- обеспечение специализированной продукцией [1].

Создание новых рабочих мест является главнейшим фактором, несущим собой совершенствование малого предпринимательства. Именно он не просто обеспечивает необходимыми средствами к существованию большую часть населения, но и способствует стабилизации ситуации обстановки в обществе. Известно, что более 7 миллионов малых фирм США обеспечивают работой более 100 миллионов человек.

Ещё одним из главных аспектов работы организаций малого бизнеса является внедрение новой продукции. Достижения предпринимательства такого уровня затрагивают производство множества новейших товаров и услуг. 

Организации малого бизнеса имеют большое значение в работе крупных фирм, поскольку занимаются сбытом их товаров и услуг, обслуживанием и снабжением. 

Также компании малого предпринимательства существуют на рыночной экономике за счет способности удовлетворять особые нужды своих потребителей. 

Так, малый бизнес обеспечивает непосредственно необходимую мобильность в рыночных условиях, создавая глубокую специализацию и кооперацию производства разветвлённого характера, что обуславливает его высокую эффективность [5].

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен непосредственно на реализацию права граждан на свободное применение собственных способностей и имущества для формирования предпринимательской или какой-либо другой деятельности экономического характера, которая не запрещена законом [2].

В соответствии с опытом развития малого предпринимательства в России можно выделить такие преимущества данного бизнеса:

  1. Гибкость, быстрота и эффективность принятия решений. Оперативное реагирование на какие-либо возникающие ситуации является значительным преимуществом, поскольку нет многих посредствующих элементов. Все решения предпринимаются самостоятельным образом.

  2. Относительно небольшой размер стартового капитала. Для открытия собственного бизнеса частым образом бывает достаточно своих сбережений, займа или же государственных субсидий. В России также проводится политика поддержки малого бизнеса с помощью особых программ стимулирования.

  3. Качество услуг. Организации малого бизнеса обусловлены наличием качественного уровня сервиса в отличие от крупных фирм. 

  4. Мобильность. Фирмы малого бизнеса являются мобильными и при каких-либо возникающих обстоятельствах могут сменить свое местоположение.

  5. Легкость в управлении. Малые организации имеют сравнительно небольшие размеры, что обуславливает легкость управления ими. 

  6. Эластичность структуры. Малое предпринимательство может быстро реагировать на изменения на рынке, изменять направление своего производства [2].

Все перечисленные преимущества обуславливают эффективность малого бизнеса. Но в последнее время такой вид предпринимательства начинает занимать более слабую позицию в сравнении со средним и крупным бизнесом. Это может определяться определенными недостатками малого бизнеса, среди которых можно выделить следующие:

  1. Угроза во время кризиса. При кризисных условиях организациям малого бизнеса непросто сохранить своё существование. Им гораздо труднее получить поддержку от государства, что обусловит банкротство малых фирм.

  2. Ограниченность капитала. Именно небольшое количество денежных средств является одним из главнейших недостатков. Такая ограниченность сказывается на многих аспектах развития организаций малого бизнеса.

  3. Недоверие банков. Организации малого бизнеса вызывают значительное недоверие со стороны банковских учреждений. Малый бизнес имеет сомнения в плане платежеспособности и стабильности.

  4. Операционные издержки. При производстве продукции у организаций малого бизнеса операционные издержки будут иметь более высокий уровень, нежели у крупных фирм.

  5. Возможность поглощения. Крупный бизнес буквально может поглощать малый для непосредственного устранения потенциальных конкурентов.

  6. Лицензии и разрешения. Организациям малого бизнеса сложно получить разрешение от государства.

  7. Угроза от крупных компаний. Фирмы крупного бизнеса обладают солидным уставным капиталом и узнаваемым брендом. Это может задавливать малый бизнес, который не имеет таких аспектов [4].

Данные недостатки обуславливает возникновение проблем при реализации деятельности малого бизнеса на российском экономическом рынке. 

Основной целью потенциала (степени использования определённых ресурсов) малого бизнеса является воспроизводство. Возможности производства имеют зависимость от ресурсов, которые находятся непосредственно под контролем организаций малого бизнеса. Среди таких ресурсов выделяются информационные, финансовые, технические и материальные. 

В области малого бизнеса можно выделить несколько существенных проблем, которые оказывают значительное воздействие на развитие и формирование деятельности предпринимательства. К таким проблемам относятся:

- лимитированный сбыт продукции из-за низкого платёжеспособного населения;

- ограничения инвестиционного характера и дефицит первоначальных финансовых средств.

Помимо данных проблем существует ещё ряд препятствий, ограничивающих полноценное развитие малого бизнеса. К ним относятся:

  1. Несовершенная или отсутствующая в некоторых аспектах законодательная база. В российских организациях малого бизнеса не существует определённой единой законодательной базы деятельности такого вида предпринимательства. 

  2. Нехватка кадров. В Российской Федерации существует острый дефицит кадров в малом бизнесе, поскольку обучение в данной области происходит на низком уровне, а уровень заработной платы особо не превышает уровень на крупных фирмах [3].

  3. Сложности с арендой и оборотами средствами. 

  4. Дефицит финансов и сырья. Из-за повышенного риска банкротства организаций малого бизнеса банковские учреждения частным образом отказывают им в кредитах, поскольку возникают сомнения о платёжеспособности организации в будущем времени. 

  5. Отсутствие спроса среди населения. Малые фирмы не могут заниматься производством продукции в большом объёме, но и ориентироваться на узкий круг потребителей невыгодно, поэтому спрос на продукцию малого бизнеса относительно является небольшим. 

Несмотря на какие-либо возможные проблемы, малый бизнес представляет собой движущей силу экономического рынка России, поэтому для его развития и поддержки государство предлагает множество различных программ по стимулированию. К примеру, программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства», «Сертификация», «Поддержка социального предпринимательства» и другие.

Делая вывод, важно сказать, что государство должно уделять больше внимания законодательной базе малого предпринимательства. Важно наличие законов, которые учитывают широкий спектр возможных ситуаций. Выделенные государством ресурсы должны направляться на страхование и предоставление гарантий под кредит.

При осуществлении поддержки малого бизнеса важно предусматривать создание эффективных институтов инвестиционного предпринимательства, товарного рынка и рыночной инфраструктуры.

На сегодняшний день Россия имеет все предпосылки для полноценного развития малого бизнеса. При полной и достаточной защите со стороны государства и нужных вложений инвестиционного характера, развитие малого бизнеса будет иметь эффективный процесс.


Список литературы 

  1. Высоцкий, Александр Малый бизнес. Большая игра: моногр. / Александр Высоцкий. - Москва: ИЛ, 2015. - 176 c.

  2. Малое предпринимательство в России 2006. - М.: Росстат, 2016. - 136 c.

  3. Малое предпринимательство в России. Прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое издательство, 2016. - 268 c.

  4. Малые и средние предприятия. Управление и организация. - Москва: РГГУ, 2016. - 280 c.

  5. Шестоперов, О.М. Жизненный цикл малого предприятия: моногр. / О.М. Шестоперов. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2015. - 185 c.