ПРАВА СУБЪЕКТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

RIGHTS OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES AND METHODS OF THEIR PROTECTION UNDER PANDEMIC CONDITIONS

В целях поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2020 году принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации  в Постановлении от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438) установило исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов в 2020 году.

Так, до конца текущего года не проводятся плановые проверки в отношении:

- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст.4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

- некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

- иных хозяйствующих субъектов, чья деятельность отнесена к среднему либо умеренному риску.

При этом все плановые и внеплановые проверки в 2020 году будут проводиться в документарной форме с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Постановлением № 438 хозяйствующим субъектам предоставлено право ходатайствовать об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний.

При этом орган государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств обязан принять решение о продлении сроков (за исключением предписаний об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

- представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В административном (досудебном) порядке действия (бездействие) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу либо в прокуратуру.

 

Использованные источники

  1. Галдзицкая, Ю. П. Нарушение прав предпринимателей малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации / Ю. П. Галдзицкая // Академическая публицистика. – 2020. – № 9. – С. 102-108.
  2. Миннушин, Р. В. Защита прав предпринимателей в период пандемии / Р. В. Миннушин // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: взгляд молодого исследователя : Сборник материалов всероссийской студенческой научно-практической конференции, Пермь, 18 января 2021 года / Отв. редактор М.В. Максимчук. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 141-144.
  3. Халиль, Д. Д. Законодательные инициативы уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в связи с пандемией коронавируса / Д. Д. Халиль // StudNet. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 590-594.

 

Used sources

  1. Galdziczkaya, Yu. P. Narushenie prav predprinimatelej malogo i srednego biznesa v regionax Rossijskoj Federacii / Yu. P. Galdziczkaya // Akademicheskaya publicistika. – 2020. – № 9. – S. 102-108.
  2. Minnushin, R. V. Zashhita prav predprinimatelej v period pandemii / R. V. Minnushin // Aktual`ny`e problemy` grazhdanskogo prava i processa: vzglyad molodogo issledovatelya : Sbornik materialov vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Perm`, 18 yanvarya 2021 goda / Otv. redaktor M.V. Maksimchuk. – Perm`: Permskij institut Federal`noj sluzhby` ispolneniya nakazanij, 2021. – S. 141-144.
  3. Xalil`, D. D. Zakonodatel`ny`e iniciativy` upolnomochennogo pri Prezidente RF po zashhite prav predprinimatelej v svyazi s pandemiej koronavirusa / D. D. Xalil` // StudNet. – 2020. – T. 3. – № 3. – S. 590-594.