К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

ON THE DEVELOPMENT OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

На сегодняшний день одной из основных задач государственного управления является повышение эффективности государственной службы. Президент России в обращении к Федеральному Собранию 1 марта 2018 обозначил необходимость заинтересованности чиновников в эффективности и пользе своей работы, внедрения проектных методов работы, обозначил, также, что они должны быть «нацелены на достижение конечного результата»[4]. Также было отмечено об обеспечении продвижения профессионалов на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке. Одной из главных задач Правительства - это повышение престижа федеральной государственной гражданской службы, противодействие коррупционным действиям, постоянное повышение компетентности и профессионализма госслужащих, также развитие методов управления кадровым составом [1, с.59].

В нормативно-правовых актах понятие государственной службы раскрывается как правовой институт в системе служебного или административного права, и как вид деятельности служащего. Правовое регулирование государственной гражданской службы отличается от правовых основ военной и правоохранительной служб. Установлено, что определение «государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации» основывается на нормах федерального законодательства, законодательство конкретного субъекта Федерации может устанавливать свои собственные нормы в рамках федеральных правил. Согласно норме статьи 1 Закона РБ от 18 июля 2005 года № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», государственная гражданская служба Республики Башкортостан - это «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Башкортостан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Башкортостан и лиц, замещающих государственные должности Республики Башкортостан». То есть, в обязанности гражданских служащих субъекта Федерации, в данном случае государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, входит обеспечение функционирования собственных государственных органов Республики, учрежденных нормативными правовыми актами Башкортостана, и обеспечение функционирования таких институтов как институт Главы Республики Башкортостан, институт Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан и других институтов. Перечень данных институтов, иначе говоря, перечень государственных должностей Республики Башкортостан, также устанавливается собственными нормативными правовыми актами субъекта Федерации. К примеру, в данный перечень входят Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Руководитель Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Министр Республики Башкортостан и другие государственные должности. Таким образом, основная функция гражданского служащего - содействовать решению задач, поставленных перед государственным органом Республики Башкортостан либо перед лицом, замещающим государственные должности Республики Башкортостан. Для того, чтобы замещать должности гражданской службы требуется соответствовать квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Стоит обратить внимание как на качество работы государственного служащего, так и на совершенствование поощрения и материального стимулирования госслужащих.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан ведется активная кадровая работа по формированию корпуса государственных гражданских служащих в системе государственного управления, которая проводится на платформе современных информационных технологий АИС «Кадровый резерв» - проект, который успешно осуществляется Управлением по вопросам государственной службы и кадровой политике Администрации Главы Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан функционирует интернет-портал «Кадры республики», являющийся одним из проектов программы «Открытая Республика». Данный проект позволяет в максимально прозрачных условиях отслеживать изменения правовых актов управления государственных органов Республики Башкортостан, осуществлять их общественную экспертизу. Одной из задач портала «Кадры республики» является подбор энергичных, молодых, имеющих желание развиваться и вносить новые идеи, создавать новые проекты, потенциальных претендентов на замещение должностей как государственной гражданской службы, так и муниципальной службы. Этот инструмент призван обеспечивать прозрачность процессов отбора кандидатов, удобно структурированная информация портала дает возможность молодым специалистам ознакомиться с действующими нормативными       правовыми актами, регулирующими процедуру поступления на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан, в целом дает возможность претендентам - гражданам Российской Федерации реализовать свои способности в системе государственной службы. Поскольку положения ст. 62 Конституции России статус иностранных граждан закрепили «с ограничением в тех случаях, когда это предусмотрено нормами федеральных законов или международных договоров Российской Федерации»[2, с.109], иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть приняты на государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Портал предоставляет необходимую информацию о вакансиях в органах власти Республики Башкортостан, об автоматизации процессов сбора, учета и хранения данных о претендентах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, муниципальной службы Республики Башкортостан. Портал «Кадровый резерв» позволяет выполнять следующие операции: оставить заявку на предлагаемую вакантную должность, тем самым упрощает поиск работы; сотрудникам органов государственной власти предоставляется возможность осуществления выбора кандидатов на различные должности; обеспечить прозрачность проводимой кадровой деятельности в республике; молодым специалистам можно пройти различные курсы повышения квалификации. Кроме того, данный портал интегрирует информацию о подготовке государственных гражданских служащих в Республике Башкортостан. В частности, содержит список резерва управленческих кадров региона, который утвержден распоряжением Главы Башкортостана и включает 139 человек на 2019 год, еще 14 человек входят в молодежный резерв управленческих кадров. «Кадры республики» помогает развитию системы государственной гражданской службы в Республике Башкортостан.

Информационные технологии, электронные     базы данных, цифровизация, хранение данных в электронном формате приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства[6, с.103]. В этой связи, трудно переоценить значение Программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской службы Республики Башкортостан на 2017-2022 годы, утвержденной Указом Главы Республики Башкортостан от 7 ноября 2017 года[5]. Данная программа содержит требование ускоренного внедрения информационно коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы. В соответствии с положениями данного Указа поставлен ряд актуальных задач по совершенствованию системы государственной гражданской службы, по расширению практики применения дистанционного обучения и электронных образовательных технологий при осуществлении мероприятий профессионального развития государственных гражданских служащих. Дистанционное обучение позволит устранить часть вопросов и добиться массовости обучения государственных служащих, так как предлагаемый формат не предполагает отрыва от работы. Вышеуказанная программа предполагает формирование цифрового профиля гражданского служащего и цифрового профиля должности гражданской службы в рамках единой информационной системы. Однако, на сегодняшний день как на федеральном уровне, так и на уровне Республики Башкортостан эти положения еще не реализованы.

В заключении необходимо отметить, что нормативно-правовая база развития государственной гражданской службы в Республике Башкортостан характеризуется содержательностью и конкретикой, является логическим развитием той нормативно-правовой базы, которая принята федеральными органами власти Российской Федерации. Государственная служба должна быть не только открытой и доступной общественному контролю, объективно информировать общество, но и должна располагать кадрами, способными решать современные задачи[3, с.34]. Правовыми актами Правительства Российской Федерации в этих целях осуществлена разработка единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв госорганов. Методика определяет «порядок подготовки и проведения конкурсов, предварительного тестирования, методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов» [5].

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 57-60.
  2. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 108-113.
  3. Байбурин Р.И. Шарипова Э.А. Принципы профессионализма и компетентности в системе государственной службы: проблемы и пути решения // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 33­35.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018"Послание Президента Федеральному Собранию" 1 марта 2018 года[Электронныйресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
  5. Об утверждении программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской и муниципальной службы Республики Башкортостан на 2017-2022 годы: указ Главы Республики Башкортостан от 7 нояб. 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/450385097 (дата обращения: 07.03.2020). http://docs.cntd.ru/document/450385097
  6. Шарипова Э.А., Файзрахманова И.Р. Защита персональных данных в контексте основных принципов конституционно-правового статуса личности // Евразийский юридический журнал. 2019. №2 11 (138). С. 103-105.
  7. Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fssprus.ru/2515217/ (дата обращения: 07.03.2020).