АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ И ПУТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СТАНЦИИ УФА)

ANALYSIS OF SOURCES AND TECHNOLOGIES OF WASTE WATER TREATMENT OF RAILWAY STATIONS AND TRACKS (EXAMPLE OF UFA STATION)

В настоящее время город Уфа является крупным транспортным узлом сообщения, а его вокзал – основным пассажирским терминалом Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги.  Железнодорожный вокзал станции Уфа представляет собой комплекс сооружений общей площадью 26500 м2, и пропускающий до 6 млн. пассажиров в год. В него входят здание вокзала вместимостью 6200 пассажиров, вставка, конкорс, посадочные платформы, тоннель и привокзальная площадь площадью 9300 м2[1].

В связи с большим моральным и физическим износом оборудования в 2005 году началась масштабная реконструкция вокзала, окончание которой предполагалась к концу 2007 года. Однако сложные геологические условия и проблемы с финансированием строительства существенно отодвинули сроки сдачи объекта. В феврале 2019 года в РЖД сообщили о том, что реконструкция уфимского вокзала продолжится и завершится к 2021 году. По окончании строительства вокзал будет представлять собой единый комплекс зданий, сооружений и транспортной инфраструктуры, включающий [2]:

  • главное здание вокзала с привокзальной площадью и аппарелью, подземными туннелями;
  • конкорс со вставкой к главному зданию вокзала, привокзальной площади и пассажирского здания на платформы.

В новом здании будут располагаться багажное отделение, кассы, административные помещения, подземный гараж, помещения обслуживающего персонала, оснащенные современными инженерными сетями и коммуникациями. В рамках реконструкции предусмотрено перевооружение канализационной насосной станции и строительство очистных сооружений [2]. Таким образом, встал вопрос об оптимальном проектировании очистных сооружений с учетом общих проектных решений реконструкции, а также от его местоположения.

Вокзал г.Уфа расположен по правому берегу реки Белой (рисунок 1), поэтому проект очистных сооружений должен учитывать не только перспективное развитие предприятия, но и возможность кооперированного строительства и использования очистных сооружений совместно с прилегающей территории города, необходимости благоустройства территории станции и требований местных организаций и органов, осуществляющих регулирование использования и охраны вод, охрану рыбных запасов и санитарный надзор за водоемами [3].

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3495-1.PNG

Рисунок 1 – Расположение железнодорожного вокзала на ст. Уфа 

Таким образом, схемы и методы очистки должны выбираться в зависимости от расхода стоков, вида и концентрации загрязнений и степени очистки, определяемой в соответствии с нормативами и требованиями, предъявляемыми к условиям сброса сточных вод в водные объекты, используемых для рыбохозяйственных или других целей, и способов использования очищенных стоков.

Источниками производственных и сточных вод на рассматриваемом железнодорожном вокзале являются депо, пункты обмывки пассажирских вагонов и электросетей, пункты подготовки грузовых вагонов, автобаза, мастерские, отдельно стоящие компрессорные, посты электрической централизации, пункты технического осмотра и другие производственные объекты. Основными загрязнителями сточных вод являются нефтепродукты и взвешенные вещества, кроме того в стоках могут присутствовать щелочи и кислоты, ионы тяжелых металлов, ПАВ, фенолы и др.

На территории железнодорожных станций во время дождя и таяния снега образуется еще один источник загрязнения плавающим мусором и нефтепродуктами, нерастворенными минеральными и органическими примесями (песок, шлак, копоть, пыль и пр.) – это поверхностный сток. Расход и содержание загрязнений в нем сильно колеблется в зависимости от размеров и загрязненности территории, интенсивности и длительности дождя, свойств грунта, вида покрытия и других факторов. Основными причинами загрязнения поверхностных вод вблизи объектов железнодорожного транспорта нефтепродуктами являются их случайные и неслучайные проливы. При этом особую опасность могут представлять топливные склады и объекты накопленного экологического ущерба [4].

Организованный отвод и очистка поверхностного стока должен быть предусмотрен с наиболее загрязненных участков территории, а именно с приемо-отправных путей, где имеют место постоянные утечки нефтепродуктов, при заправке букс вагонов жидкой смазкой, стоянке наливных маршрутов, холодной обработке цистерн и пр., а также с путей отстоя пассажирских составов и электропоездов. Кроме того, на очистные сооружения должен отводится поверхностных сток с территории мазутного хозяйства, хранилищ жидкого топлива, проездов для автотранспорта и крыш производственных помещений.

Анализ литературных данных [3-7] показал, что во многих технологических схемах очистки производственных стоков от железнодорожных предприятий входят усреднитель-отстойник или нефтеловушка для приема и первичной очистки сточных вод и выравнивания колебаний их состава и расхода, флотатор для выделения эмульгированных нефтепродуктов и мелкой взвеси, резервуар для сбора и обезвоживания уловленных нефтепродуктов и шламовая площадка для подсушивания осадка, и бункер для его уплотнения. При необходимости выпуска сточных вод, как в случае вокзала ст. Уфа, в водоем дополнительно предусматривается механический или угольный фильтр, а при наличии подходящих условий - биологический пруд.

Очистные сооружения пунктов подготовки вагонов должны обеспечивать удаление из воды взвешенных веществ, нефтепродуктов и органических примесей. Учитывая наличие крупного мусора и высокое содержание тяжелых примесей в сточной воде, в составе таких очистных сооружений обычно предусматриваются решетки и колодцы-предотстойники с механизированным удалением осадка для выделения крупной взвеси, отстойник или флотатор-отстойник для удаления мелкой взвеси и нефтепродуктов и биологический пруд для доочистки от растворенных примесей и обеззараживания воды [3].

В качестве очистных сооружений поверхностных сточных вод могут быть приняты пруды-отстойники, нефтеловушки, флотаторы или флотаторы-отстойники. Кроме того, имеются примеры организации прудов-отстойников при наличии подходящих местных условий для их размещения (оврагов, ложбин, котлованов и др.). При этом для повышения эффективности очистки предусматривается заселение прудов камышом, рогозом и т.п.

На основании приведенных примеров можно рекомендовать следующие конструктивно-организационные подходы к организации водоохранных мероприятий для железнодорожных станций и путей. В случае компактного размещения ст. Уфа и ее близости к естественному водотоку необходимо использование пруда-отстойника и тонкослойного отстойника, дополненных аккумуляционными фитофильтрами [4] или биопрудом. Так, строительство очистных сооружений позволит перевести сточных воды железнодорожной станции из категории «недостаточно-очищенных» и категорию «нормально-чистые», резко уменьшив риски возможных платежей за возмещение ущерба, причиненного окружающей среде и водному объекту.

Среди серьезных организационных и технологических мероприятий, которые помогут значительно сократить количество сточных вод и концентрацию загрязняющих их веществ можно также отнести, мероприятия по совершенствованию технологических процессов и сокращению источников образования сточных вод, созданию бессточных систем технического водоснабжения, создания систем повторного использования стоков [8].

Список используемой литературы

  1. Железнодорожный вокзал Уфа [online] Доступно по ссылке: https://vokzalufa.ru/ [Дата обращения 18.02.2020].
  2. Железнодорожный вокзал в Уфе. Проектирование. [online] Доступно по ссылке: https://vts-samara.ru/zheleznodorozhnyj-vokzal-v-ufe-proektirovanie [Дата обращения 18.02.2020].
  3. Методические указания по проектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта, М., 1982 г. – 131 с.
  4. Асонов А.М. Эколого-экономическая эффективность современных технологий очистки поверхностных стоков железнодорожных станций и путей/Асонов А. М., Ильясов О. Р., Борисова Г. М., Холопов Ю. А.//Вода и экология: проблемы и решения. № 4 (76), 2018.– С.42–50
  5. Новикова О. К. Оценка поверхностных сточных вод с железнодорожных путей/ Новикова О. К., Грузинова В. Л. и Прищепов А. О.// Наука и образование транспорту, т. 2, 2017. – с. 68–69.
  6. Петрова Н. Очистка поверхностного стока железнодорожной станции.// Сантехника, отопление, кондиционирование, № 3 (111), 2011 – c. 22–23.
  7. Стрелков, А. К. Технологические схемы сбора, отведения и очистки поверхностных сточных вод предприятий железнодорожного транспорта./ Стрелков, А. К., Теплых С. Ю. и Горшкалев, П. А.// Промышленное и гражданское строительство, № 3, 2017. – с. 73–78.
  8. Высотин С.А. Железнодорожный транспорт как источник загрязнения объектов водной среды /Сайфитова А.Т., Хацкова М.В., Рязанова Е.А. // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. [online] Доступно по ссылке: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17851 [Дата обращения 18.02.2020].