ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

PROBLEMS OF FORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF SAKHА (YAKUTIA)

На сегодняшний день по уровню качества жизни Российская Федерация занимает всего 49 место (среди 189 стран) в мировом рейтинге, согласно исследованиям специалистов ОНН по социологии и аналитике, что во многом зависит и от функционирования реформирования и структуризации системы социальной защиты населения в стране. Действующие меры решения социальных проблем сталкиваются с различными проблемами их реализации, что поспособствовало росту исследований в сфере социальной защиты. Данный вопрос является одной из ключевых проблем, что и обуславливает актуальность работы.

Прежде всего следует обратиться к терминологии, в науке как и в законодательстве Российской Федерации нет такого однозначного понятия как «социальная защита», однако, обозначено что можно понимать под государственной социальной помощью, заключающаяся в предоставлении определенным категориям граждан, указанных в законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[1] Также основой рассмотрения понятия социальная защита в РФ являются конституционные положения, отражающие направление государственной политики в социальной сфере, где закреплено, что государство создает условия для достойного уровня жизни населения.[2]

В широком смысле, согласно научной литературе, социальная защита представлена, как взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти, посредством внедрения различных способов и мер, влияющих на благосостояние жизни населения. В узком же смысле данный термин рассматривается уже с точки зрения самого процесса администрирования в социальной сфере и совокупности конкретных мер и способов.[3]

Итак, проанализировав выше сказанное, можно предположить, что социальная защита есть совокупность различных мер, способов решения проблем в социальной сфере и социальных услуг, закрепленные законодательством, предоставляемые государством для обеспечения высокого уровня жизни населения.

В работе будет рассмотрена указанная проблема на примере Республики Саха (Якутия). Приоритетом системы социальной защиты РС(Я), как и на федеральном уровне, является удовлетворение жизненных потребностей определенных категорий граждан (пожилых, инвалидов, сирот и т.д.). На сегодняшний день основными направлениями решений социальных проблем в республике являются: сохранение социальной стабильности в обществе и усиление адресности предоставляемой помощи. Сама система представляет собой совокупность учреждений социального обслуживания, численность которых на 2019 год составляет 93.  

Главная проблема, как уже отмечалось, состоит в исполнении и реализации возложенных функций, действующая система не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в сфере социальных услуг. Так, например, обеспечение установленных нормами коек в детских домах-интернатах в РС(Я) составляет 36%.[4]

Также говоря о ситуации проблемы обеспечения социальной защиты в РС(Я) необходимо отметить, что согласно рейтингу российских регионов по качеству жизни на 2018 год республика занимает 72 место из 85 субъектов РФ, а рейтинговый бал – 37.617, по сравнению с 2017 годом уровень понизился на одну ступень.[5]

Для развития государственной политики в социальной сфере РС(Я) разрабатываются различные государственные программы. По итогам государственной программы на 2012-2019 годы отмечалось, что была произведена активная работа, но реализация столкнулась с рядом проблем: нечеткость определения стратегии в целом, финансирование, определение адресности предоставления социальной помощи, качества и доступности социальных услуг.

Сейчас же действует новая государственная программа «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», исполнителем программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Исходя из выводов предыдущей программы разработана цель на 2018-2022 годы – повышение доступности социального обслуживания населения, а также создание условий для повышения уровня благосостояния населения. Задачи на эти годы:

  • Повышение качества жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
  • Повышение уровня жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
  • Улучшение условий труда;
  • Повышение уровня доступности социальных объектов и услуг определенных категорий граждан, закрепленных законодательством.

Система социальной защиты РС(Я) предусматривает предоставление различных видов социальных услуг более 100 тысячам граждан. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16% от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.

Таблица 1

Численность населения РС(Я) 2017-2019 годы

Год

Все население,

тыс. человек

В том числе:

Городское

Сельское

2017

962, 8

630,5

332,3

2018

964,3

632,9

331,5

2019

967

637,4

329,6

 

Таблица 2

Динамика прожиточного минимума на душу населения в РС(Я) 2018-2019 годы

 

Все население

По социальным группам

Трудоспособные

Пенсионеры

Дети

2018

1 квартал

16 452

17 448

13 198

16 906

2 квартал

16 463

17 457

13 226

16 906

3 квартал

16 463

17 475

13 242

16 846

4 квартал

16 667

17 729

13 400

17 042

2019

1 квартал

16 938

17 985

13 616

17 429

2 квартал

17 126

18 161

13 792

17 660

 

Общая численность населения на 2017-2019 годы РС(Я) согласно официальной статистике увеличилась на 4,2 тысячи человек. Величина прожиточного минимума РС(Я) также за эти два года увеличилась исходя из представленных таблиц (см. табл. 1 и 2).[6]

Проанализировав динамику прожиточного минимума и численности населения можно сделать вывод, что представленная государственная программа дает положительные показатели своей деятельности.

Наиболее показательными факторами развития системы социальной защиты РС(Я), выражаются в SWOT-анализе представленной в таблице (см. табл. 3).[7]

Таблица 3

SWOT-анализ работы территориальной трехсторонней комиссии РС (Я)

Сильные стороны

Слабые стороны

- трехстороннее соглашение между районным объединением работодателей, районным объединением профсоюзов и местными администрациями;

- возможности инновационного направления;

- присутствие квалифицированных специалистов;

- достаточная основа трудоспособного населения;

- наличие специализированных учебных заведений для подготовки кадров.

- отсутствие уравновешенных совместных действий власти;

- текучка специалистов по многим категориям;

- высокий уровень миграции коренных жителей в центральную часть РФ;

- недостаточный уровень использования современных систем контроля рынка.

Возможности

Угрозы

- получение федеральной или региональной поддержки, для внедрения новых проектов;

- возможность регулирования цен и тарифов на местном уровне для товаров и услуг народного потребления;

- возможность обеспечения компенсаций на оплату жилья и др. обязательств в социальной и трудовой сфере.

- смена руководства в правительстве РС(Я);

- утечка молодых квалифицированных специалистов за пределы РС(Я);

- экономический кризис.

Таким образом, система социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) в рамках реализации представленной государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" еще требует доработок по реализации всех мер и механизмов управления в сфере социальной защиты населения, но стоит отметить, что есть положительный результат, а также активная работа системы направленная на улучшение социального положения и качества жизни уязвимых категорий населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О государственной социальной помощи";
  3. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" (с изменениями на 21 августа 2019 года)»;
  4. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник / Г. В.  Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018. — С. 9-10.
  5. Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru;
  6. Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019).

 

[1] Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О государственной социальной помощи

[2] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

[3] Сулейманова, ГВ. Право социального обеспечения : учебник / Г.В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2018. — С. 9-10.

[4] Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" (с изменениями на 21 августа 2019 года)»

[5] Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019)

[6] Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru

[7] Там же.