Государственные служащие играют решающую роль в управлении экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, а также в укреплении российского государства и реформировании общества на основе демократии и права. В этой связи следует отметить, что здесь от заложенных принципов зависит, как будут развиваться эти сферы деятельности.
Понятие «принципы права» хорошо исследовано как теоретиками, так и учеными различных отраслей права. Например, С. С. Алексеев определяет принципы права как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни [2]. Наравне с ним Н. С. Малеин говорит, что «каждый принцип - это идея, т.е. мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права» [7]. Действительно, отсутствие подобных идей приведет к хаотичности и дисбалансу в управлении, что негативно скажется на существовании любой организации: как государственной, так и негосударственной.
На законодательном уровне понятие принципов гражданской службы не установлено, хотя мы часто сталкиваемся с данным термином. В ст. 3 гл. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из первых стоит отметить принцип федерализма, который направлен на единство системы государственной службы и точному следованию конституционных определений предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Высокое звено среди основных идей занимает приоритетность прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Этот принцип один из более значимых поскольку в демократическом государстве человеку должно быть обеспечено право на выражение своего мнения.
Кроме того, выделяют принцип равного доступа граждан к государственной службе, то есть каждый человек, имеющий специальное образование вправе вступить на государственную службу.
Принцип законности и единства правовых и организационных основ государственной службы - здесь на законодательном уровне закрепляется единый подход к организации государственной службы.
Один из основополагающих принципов - принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб. Как и государственные органы, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений, так и «органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [10]. «Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества» [3]. Известно, что успешного системного функционирования государства между федеральными и региональными органами должна быть связь. Вследствие чего, важно выделить эту идею как одну из самых важных.
Государственная служба должна быть не только открытой и доступной общественному контролю, объективно информировать общество, но и должна располагать кадрами, способными решать современные задачи. К примеру, задачи такого рода, как «дальнейшее повышение эффективности инвестиционной политики субъектов Российской Федерации, которые включены в программы стратегического развития страны на федеральном и региональном уровнях» [8].
Немало значимым принципом следует выделить принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц [10].
Вышеперечисленные принципы являются фундаментальными, устанавливающими юридическое содержание, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы. Принципы отражают наиболее важные аспекты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, а также определяют характер сложных отношений в рамках этой системы. Между тем, организациями могут быть приняты и дополнительные принципы, которые не противоречат основным.
Рассуждая о конкретных принципах, стоить отметить наиболее значимым принцип профессионализма. В нем, прежде всего, предопределяется высшая степень психофизиологических и психических качеств специалиста, которые формируются путем длительного выполнения своих обязанностей и которые обеспечивают качественное выполнение работы. Многие известные исследователи полагают, что только знания принципов управления недостаточно для профессионализма в сфере государственного управления. Поэтому стоить привести мнение Р. Коллинза, который не только различает количество и качество знаний, но и выделяет две модели профессионализма: англоамериканскую, где работникам разрешено самостоятельно контролировать организацию трудовой деятельности и континентально-европейскую, когда профессиональные работники обеспечивают себе положение и права благодаря своим академическим дипломам [4].
Современные условия развития государственности предъявляют высокие требования к формированию высокопрофессионального кадрового корпуса. В связи с чем выясняется такая проблема как отсутствие качества разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих.
Кроме того, Корнелиус В.И. выделяет и такую проблему как усложненность формирования системы образования, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы. Причина - слишком долгий поиск решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления [6].
Наряду с профессионализмом также подчеркивается принцип компетентности государственных служащих. В широком смысле он действует как фундаментальная характеристика личности или круг полномочий, которые входят в обязанности должностного лица. Преимущественно, он позволяет более точно определить сферу компетенции лица и пытается пролить свет на ключевые характеристики, которые определяют эффективное управление.
Известно, что 70 % уровня управленческой компетентности составляют общие для всех руководителей навыки и умения, а остальные 30 % зависят от конкретной сферы деятельности и «климата в организации» [7].
Для разрешения ранее сказанных проблем, ученые предлагают несколько вариантов. Например, Е.А. Грушевская выдвигает идею ясности целеполагания и четкого программирования всех сторон деятельности на всех уровнях управления, постоянное накопление профессиональной компетентности, то есть регулярная обратная связь, оценка деятельности и формирование эффективной системы мотивации для работников государственной службы и МСУ [5].
Соответственно, более благоприятное развитие государственной службы возможно, например, путем использования внешнего найма или количественного развития персонала. Такой подход позволяет внедрить метод внешнего набора вместо внутреннего найма, с ростом безработицы, что повышает уровень мобильности сотрудников.
Кроме того, следует подчеркнуть и повышение способности персонала, который непосредственно связан с качественным увеличением знаний и навыков сотрудника. Туда же стоит включить обучение, профессиональное развитие сотрудника, поскольку это оказывает благоприятное явление на качество предоставляемых государством услуг.
Важным фактором является командная работа и стремление сотрудников к общей цели – стремление к качеству и в то же время количественному росту во всех аспектах государственной службы.
Таким образом, принципы играют важнейшую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят себе задачу повышения уровня системы государственной службы. Поскольку от этого роста напрямую зависит увеличение показателей эффективности самого государства как субъекта управления.
Использованные источники
- Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст.2063.
- Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
- Аминов И.Р.Органы государственной власти и местное самоуправление:проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.
- Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принципы профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12. С. 19-26.
- Грушевская Е.А. Кадровый потенциал государственной службы: современное состояние и тенденции развития // Государственное и муниципальное управление, 2014, С. 1-6.
- Корнелиус В.И. Инновационная ориентация кадровой политики в системе государственной службы управления государственным имуществом // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики, 2014, № 5. С. 423-426.
- Малеин Н. С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С. 12-18.
- Сукиасян А.А., Юсупов Р.Г. Республика Башкортостан в системе инвестиционного взаимодействия государств ШОС и БРИКС (2001-201)7 // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 6 (144). С. 17-21.
- Шамахов В.А. Профессионализм на государственной гражданской службе: технологии достижения // Научные труды СЗАГС.2011. Т. 2.Вып.3. С. 10–22.
- Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.