Инвестиции – это финансово-стратегический процесс, в зависимости от ситуации имеющий различную степень влияния на экономику за счет немалого количества точек взаимодействия, которые непосредственно и обуславливают ее. Исходя из этого можно сказать, что инвестиции являются таким процессом, цели и задачи которого всегда будут в центре внимания общества.
Инвестиции обладают значительной экономической и социальной важностью для субъектов, которым они помогают подпитывать и контролировать процесс экономического роста. К субъектам инвестирования можно отнести следующие:
- Страна в целом;
- Отдельные регионы страны;
- Города;
- Предприятия.
К сожалению, на сегодняшний день нельзя сказать, что существует единый способ, который может определить экономическое содержание инвестиций.
Понятие «инвестирование» не ограничивается только одной трактовкой. Оно может включать в себя множество определений. Для того, чтобы дать исчерпывающее определение, которое будет подходить под поставленную задачу, необходимо отталкиваться от подхода или концепции, которой вы придерживаетесь при исследовании или анализе. Современные ученые-экономисты выделяют из множества трактовок следующее определение: «Инвестирование – это вложение средств, капитала в программы, проекты, предпринимательское дело, имущественные объекты, ценные бумаги». которое передает инвестиционный процесс и понимание инвестиций в полной мере. [1, с. 26]
Стоит отметить, что определение термина «инвестиция» с течением времени приобретает все больший и широкий смысл – такая ситуация возникает из-за увеличения числа объектов инвестирования. Такое расширение вызвано еще и тем, что любой положительный экономический эффект, который получает инвестор, теперь также можно отнести к вышеупомянутому понятию.
Также, на текущий момент инвестиции – дефицитный ресурс, которого особенно не хватает в национальной экономике.
Для того, чтобы оценить инвестиционную привлекательность региона необходимо прибегнуть к анализу по ряду факторов, которые характеризуют тот или иной регион. С точки зрения комплексного анализа выделяют факторы, которые можно разделить на следующие группы: [2, с. 17-20]
Таблица 1
Группы факторов по оценке привлекательности региона
Название группы факторов |
Характеристика группы факторов |
Социальные |
1. Социальная напряженность или уровень социальной стабильности 2. Ситуация, в которой проживает население (прожиточный минимум, плотность населения и другие) 3. Присутствие различных конфликтов (пикеты, митинги и т.п.) |
Криминогенные |
1. Уровень криминальности региона (криминогенная обстановка: убийства, мародёрства и т.п.) 2. Рэкет, коррупция в органах власти и властных структурах |
Потребительские |
1. Покупательская способность или уровень потребительского потенциала населения |
Политические |
1. Авторитет власти региона 2. Наличие различных предпочтений в политической сфере 3. Стабильность структур исполнительной и законодательной властей |
Инфраструктурные |
1. Наличие развитой инфраструктуры региона 2. Экономико-географическое положение 3. Территориальное положение относительно других субъектов страны и экономически привлекательных торговых потоков (близость к регионам-поставщикам и странам-экспортерам) |
Экономические |
1. Составляющие региональной экономики: a. Состояние инвестиционной активности региона; b. Политика местных властей касательно инвестиционной привлекательности региона (развитие наиболее инвестируемых отраслей и направлений, льготы передовым компаниям и т.д.); c. Объемы местного и мирового рынков товаров и услуг на данный момент, а также перспектива расширения в будущем; d. Перспективы и тенденции экономического развития региона в целом; e. Существующие рыночные условия по сбыту продукции (удаленность рынков сбыта, уровень развитости товаропроводящей сети, логистики в регионе и т.д.); f. Стоимость товаров или услуг в регионе; g. Ведение международного бизнеса компаниями региона; h. Наличие импортируемых товаров-заменителей или схожих товаров, а также место поставщиков-конкурентов на рынке. 2. Величина инфляции в регионе и отличие ее от среднего показателя по стране 3. Возможность получить долго- и краткосрочный кредит на внутреннем и мировом рынках капитала небанковских финансовых структур и банковского ссудного капитала 4. Конвертируемость национальной валюты 5. Наличие возможности с помощью выпуска ценных бумаг мобилизовать финансовые средства |
Законодательные |
1. Существование гарантий и механизмов защиты инвестиционной деятельности 2. Юридически закрепленные условия инвестиционной деятельности 3. Состояние законодательной базы региона |
Производственные |
1. Специализация региона и ее отраслевая особенность 2. Суммарный результат деятельности населения в региональной производственной и хозяйственной сфере 3. Наличие и местонахождение производственно-важных и необходимых составляющих (производительных сил), таких как сырье, энергия, инфраструктура, оборудование и т.д. |
Экологические |
1. Природные и климатические условия региона 2. Степень загрязненности окружающей среды |
Инновационные |
1. Степень образованности населения 2. Развитость региона в области науки 3. Наличие инновационных разработок и степень их внедрения в производство |
Финансовые |
1. Состояние платежного баланса региона 2. Сбалансированность бюджета региона 3. Уровень рентабельности региональных организаций 4. Система налогообложения: существование льгот, объем налоговой базы |
Трудовые |
1. Кадровая обеспеченность региона 2. Уровень профессионализма и образования трудовых ресурсов |
Институциональные |
1. Существование привлекательной структуры для инвестиций 2. Наличие развитой инфраструктуры экономики региона в целом 3. Уровень развития региональных лидирующих рыночных институтов экономики |
Ресурсные, сырьевые |
1. Богатство сырьевой и ресурсной базы региона |
Источник: составлено автором по Бобкова, Н.Г., Ильющенко, А.В. Оценка инвестиционной привлекательности региона для субъектов бизнеса / Н.Г. Бобкова, А.В. Ильющенко // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 3. – С. 17-20.
Все факторы не являются константами, поскольку в зависимости от индивидуальных характеристик объекта исследования и поставленных целей вышеупомянутый список будет меняться (какие-то факторы не будут учитываться, какие-то новые факторы будут добавлены). После описательной части наступает аналитическая: чтобы можно было составить рейтинг регионов или шкалу оценки все характеристики объединяются в один индексный показатель.
После проведения анализа регионы можно сгруппировать следующим образом:
Группа D – регионы с наименьшим показателем. К их основным характеристикам можно отнести самый низкий уровень привлеченных инвестиций и «неопределенность» дальнейшего развития – у таких регионов нет инвестиционной политики или она слабо развита.
Группа С – регионы с показателем ниже среднего. Такие регионы отличаются низким потенциалом для инвестирования: в регионе есть движение капитала и инвестиций, но недостаточно велико по ряду объективных причин.
Группа В – регионы со средним показателем. Уровень вливания инвестиций выше, чем в предыдущих группах, движение капитала находится на довольно высоком уровне, но численность населения региона намного меньше, чем в Группе А.
Группа А – регионы с показателем выше среднего. Такие регионы являются наиболее инвестиционно-привлекательными, существует высокий уровень движения капитала, ресурсная обеспеченность региона высока, а также они отличаются долгосрочной перспективой развития.
Список использованной литературы
- Акулич, М.В. Инвестиционный маркетинг. Инвестиционная привлекательность страны, региона, отрасли / М.В. Акулич. – М.: Литрес, 2019 – 175 с.
- Бобкова, Н.Г., Ильющенко, А.В. Оценка инвестиционной привлекательности региона для субъектов бизнеса / Н.Г. Бобкова, А.В. Ильющенко // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 3. – С. 16-20.
- Ильющенко, А.В. Сущность категории инвестиционная привлекательность региона / А.В. Ильющенко // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 1. – С. 48-51.
- Мякшин В.Н. Факторы инвестиционной привлекательности региона и их оценка / В.Н. Мякшин // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – №14(341). – С. 23-33.