Концепция педагогической идеи: является переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения распространенным. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны.[2]
1.Системно-деятельностный (проблемное обучение)
- Метапредметный (интегрированный)
- Компетентностно-ориентированный
Интересы обучающихся не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Условиями эффективной реализации педагогической идеи являются:
- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, кото¬рое определяет положение обучающегося в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Классификация активных методов и форм.
- Проблемно-поисковый метод
- Исследовательский метод
- Игровой метод
- Проектный метод. [1]
- Проблемно – поисковый метод,
- Игровой метод, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.
Это развивает мышление, смекалку, укрепления межличностных отношений, воспитывает чувство взаимопомощи. Сюжетно-ролевые игры лучше проводить в 5-6 классах. Например: Я – художник-модельер. Учащимся предлагается придумать одежду для девочки своего возраста для школы, для дискотеки, для дома. По рисункам можно сделать мини-защиту творческой работы и выставку.
Одним из приемов, входящих в этот метод можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
- Исследовательский метод. Например, в 5 классе проходя новую тему «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков)». Здесь важна история развития фартука. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу. Богатые люди носили поверх первого еще второй передник.
- Проектный метод.
Проведение мини-защиты творческих работ, коллективное выставление оценок. В 6 классе по теме «Моделирование юбки». Девочкам дается домашнее задание подготовить эскиз и сшить рабочую юбку Золушки.
Итог: мини – защита творческой работы. Какой должна быть рабочая юбка, из какого материала, какого цвета, какие технологические работы выполнены, по покрою какая должна быть рабочая юбка.
В этих примерах девочки должны писать краткую формулировку задачи, анализировать изделия, технологическая работа с тканью.
Не обязательно начинать с исследования ситуации и написания краткой формулировки задачи. Можно начать с дизайн-анализа существующих изделий, выбрав для этого два-три похожих объекта.
На основе выше изложенного можно сделать общие выводы:
Для реализации ФГОС по предмету технология использование активных методов и форм на уроках технологии способствует развитию метапредметных умений и навыков, требуемых по ФГОС. Следует только учесть характер учебных занятий оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках, исполнением обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать творческие способности каждого обучающегося.
Литература:
- Кабкова Е. В. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. - М.: Академия, 2011. –176 с.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М., 2006. - 168 с.