Ответственность по отношению к природе проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активности созидательной деятельности по изучению и охране природы, пропаганде идей оптимизации природопользования, противодействий безответственности.
Высшим критерием и признаком экологического образования и воспитания является отношение к природе как универсальной ценности, нравственная забота о будущих поколениях.
В Педагогическом институте приобщение студентов к экологическому образованию и воспитанию происходит при освоении дисциплины «Естествознание», «Экология Якутии», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», где будущие педагоги изучают современное состояние экологии Республики Саха (Якутия), России. Осуществляются следующие задачи экологического образования и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов: знать об экологических принципах охраны природы и рациональном использовании природных ресурсов; применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; использовать фундаментальные понятия, законы и принципы экологии. Знания в этой области помогают студентам не только в профессиональной деятельности, но и в жизни в социуме города или деревни.
В настоящее время актуальными стали участие школьников и студентов во Всероссийском географическом диктанте. Это один из видов подготовки будущего педагога, где развиваются такие предметные умения как: работа с картой, с учебником, видеоматериалами. Изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований дисциплин специализации помогают писать курсовые, выпускные квалификационные работы. Так как исследовательская работа студентов является обязательным, организация и руководство проведением научно-исследовательских, экспериментальных работ студентов по программе научной школы Н.Д. Неустроева «Сельская школа будущего» проходит во многих школах республики: МБОУ «Бэдиминская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса; МБОУ «Мэндигинская СОШ им. П.И. Караканова Амгинского улуса; МБОУ «Чакырская СОШ» Амгинского улуса; МБОУ«Дюллюкинская СОШ» Верхневилюйского улуса; из Арктических улусов МБОУ «Школа Арктики» — Хатыстырская СОШ Алданского улуса; МБОУ «Кочевая начальная школа» родовой общины «Нутэндли» Нижнеколымского улуса.
Поэтому в работах наших студентов отражаются проблемы и перспективы экологического образования школьников с разных научных позиций, например, Иванов А.Е. анализируя теоретические основы экологического воспитания в малокомплектной сельской школе, используя научные труды ведущих педагогов и психологов, раскрывает организационно-педагогические условия экологической воспитанности младших школьников. Формирование ответственного отношения к природной среде автором рассматривается как составная часть воспитания. В условиях малокомплектной сельской школы содержанием экологического образования является сам ребенок. Юмшанова А.Ж. правильно отмечает, что природная среда и исторические события происходившие в Амгинском улусе являются педагогическими условиями патриотического воспитания младших школьников. На основе результатов теоретического и экспериментального этапов исследования, автор приходит к выводу, что патриотическая культура человека начинается с любви к родному краю – природе, людям, культуре, к своему дому. В самобытной культуре народов Севера существует верование в силу самой Природы. Так, в исследовании Шестаковой В.П. согласно традиционным верованиям юкагиров, Земля и ее важнейшие объекты (моря, реки, озера, горы, чем-то примечательные сопки и едомы, а также отдельные места обитания людей) имеют своих Духов-Хозяев — антропоморфных сверхъестественных существ. Из всего многообразия представлений о предметах и явлениях природы первостепенное значение у чукчей принадлежит наргынэн. В повседневной жизни наргынэн воспринималась как божественная сила, «дух» вселенной, природа. От него зависит благополучие людей. Ему подведомственны туман, гром, молния, ветер, которые, однако, рассматриваются как особые живые существа. Наргынэн поддерживает жизнь людей на земле, это вполне доброжелательно относящееся к человеку существо, но оно не вмешивается в людские дела [3].
Установлено, что в условиях модернизации образования в духе ФГОС нового поколения воспитание духовно-нравственной личности имеет первостепенное значение.
По условиям нового стандарта особую важность приобретает внеурочная деятельность. В учебно-воспитательной системе школы важны социальные компетенции студентов, которые приобретаются в Педагогическом институте. 2017 год в России объявлен Годом экологии указом Президента РФ В.В. Путина. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. В этой связи в нашем институте по инициативе заведующей кафедрой начального образования А.Н. Неустроевой студенты разработали различные социальные проекты. Так, проект Федотовой Наташи «Интеллектуальный марафон» мы решили приурочить ко Дню Земли, который был проведен 21 апреля. В нем участвовало 8 команд первокурсников. За неделю студентки Сергучева Алина, Акимова Марианна провели социологический опрос на знание всемирного Дня Земли. Опрос проведен среди 150 человек на территории студгородка, в Сайсарском округе, в Педагогическом институте. По итогам опроса выявили, что День Земли знают – 92 респондента, т.е. 61, 3 %. Поэтому с целью повышения экологической грамотности будущих педагогов мы решили провести «День Земли» в Педагогическом институте членами кружка «Эколог-исследователь». Таких мероприятий в стенах института проводится много: акции «Скворечник», «Озеленение территории», участие в республиканской научно-практической конференции «Отходы в доходы».
Из вышеизложенного следует, что в рамках научной школы Н.Д. Неустроева «Модернизация деятельности сельских малокомплектных школ на основе современных образовательных систем и технологий» студенты в различных областях знаний получают основы научно-исследовательских умений. В школах республики на педагогических практиках студенты проводят научные исследования по экологическому образованию школьников. Таким образом, создаются педагогические условия по взаимообогащению теории и практики экологического образования студентов.
Литература
1. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/33/3772/ (дата обращения: 17.10.2018).
- Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития/Н.Д. Неустроев.- Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 241 с.
- Шестакова В.П., Сакердонова А.С. Экологическое воспитание в традициях народов Севера /Новая наука: Стратегии и векторы развития.- Агентство международных исследований (Уфа) –№ 4-2 (76).-2016 С.-95-99.
References
- Petrov S. N. Research activities of students as a factor in improving the quality of training / / Young scientist. — 2011. — №10. Vol.2. — P.173-175. URL https://moluch.ru/archive/33/3772/ (accessed: 17.10.2018).
- Neustroev N. D. Small rural school of Yakutia in the conditions of innovative development/N. D. Neustroev.- Yakutsk: Publishing house of North-Eastern Federal University, 2013. — 241 p.
- Shestakov V. P., A. S. Sakenova Environmental education in the traditions of the peoples of the North /New science: Strategies and vectors of development.- International research Agency( Ufa) — № 4-2 (76).-2016 P. — 95-99.
В.П. Шестакова, Л.И. Григорьева, 2018