В современном обществе все больше возрастает интерес к воспитанию творческой личности, способной креативно мыслить, эффективно и нестандартно решать жизненные вопросы и задачи. Чтобы адекватно реагировать на постоянные изменения современной жизни, необходимо уметь активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Проблема развития воображения, как психического процесса, являющегося компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, и его поведения в целом, рассматривалась в трудах психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, В.Г. Казакова, С.Л. Рубинштейна, Л.Л. Кондратьевой, В. Штерн, Д. Дьюи и др. Так, например, С.Л. Рубинштейн отмечал относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов [2].
В своих исследованиях В. Штерн, Д. Дьюи утверждали, что воображение взрослого богаче воображения ребенка [8,10]. Такого же мнения придерживается и советский психолог Лев Семенович Выготский. Он указывал на необходимость расширять жизненный опыт ребенка. Чем больше в его памяти элементов действительности, которым он располагает, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения [4]. Для этого подрастающему человеку необходимо как можно больше видеть и слышать, переживать и узнавать нового, усваивать новый материал, приобретать положительный опыт чему и может способствовать творческая деятельность.
Психологи доказали, что на различных этапах жизни человека в его творческую деятельность широко включено воображение. Особенно актуальным является изучение, выявление специфики воображения и его развития в подростковом возрасте, так как именно в этот период соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. Исследователи связывают эти процессы с пубертатным периодом, отмечая, что по мере взросления начинает созревать и воображение. В подростковом возрасте формируются постоянные, уже более серьезные, отличные от детских интересы, с опорой на приобретенный опыт и деятельность развивается воображение. Характерной чертой подростка является стремление к познанию, но овладевая знаниями, но при этом игнорируется систематичность.
Целью данной статьи является рассмотреть, как возможности развития творческого воображения подростков средствами графики, так и диагностический инструментарий для выявления и контроля его уровней.
Деятельность воображения более активно реализуется в различных видах творчества. Воображение возможно развивать используя специальные приемы. Интересен пример, приведенный Константином Паустовским в повести «Далекие годы». На своих уроках учитель географии использовал бутылки с желтоватой водой залитой сургучом, на каждой бутылке была наклейка с местом, откуда эту воду якобы достали («вода из Нила», «вода из Волги» и т.д.). Он делал это для активизации воображения детей, чтобы они могли представить и «пропустить информацию через себя» [9].
Изобразительное искусство, в виду своей специфики, является одним из самых эффективных средств развития творческого воображения. Учащиеся на занятиях визуализируют возникающие образы, пытаются выразить и передать эмоции. Активизировать воображение на уроках ИЗО можно с помощью использования различных графических материалов и творческих техник.
С одной стороны, графические техники, не обладают той богатой цветовой палитрой, как живопись, но при этом, их некоторая «сдержанность» в цветовом решении позволяет сосредоточиться на выразительности и пластики линии, на фактуре и силуэте пятна.
Рассмотрим применение техники монотипия. Монотипи́я (от «моно» — один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ…) —это вид печатной графики, основанный на отпечатывании краски. Существует несколько приемов создания монотипии, но в каждом случае это будет уникальный отпечаток. Рассмотрим один из более доступных вариантов техники выполнения задания: краска (можно использовать акварель, гуашь, темперу, акрил) наносится на твердую поверхность, сверху накладывается бумага и продавливается руками или валиком, затем лист плавно снимается. В получившемся отпечатке можно разглядеть образ и дополнить его любыми материалами, если это необходимо.
Такое упражнение хорошо развивает творческое воображение, так как предполагает поиск характерных элементов, образа в отпечатке, дополнение полученного изображения для создания узнаваемого изображения и интересной, эффектной композиции.
Разнообразные мягкие графические материалы, такие как соус, сангина, сепия и многие другие, так же могут способствовать развитию творческого воображения. Они имеют уникальные свойства, характеристики и технические возможности, например, соус можно использовать как мягкий материал, так и смешивая с водой и работая кистью. После того, как дети поэкспериментируют с материалом, целесообразно применить выразительные возможности материала в практической работе, например в небольшом пейзаже, используя различные приемы и графические возможности материала. В данном аспекте сдержанность выразительных возможностей графических средств позволяет акцентировать внимание учащихся на их более сознательном применении в решении творческих задач, активизирую воображение. Для контроля уровня развития воображения подростков, необходимо проводить диагностику, как для определить начального уровня воображения школьника, так и в последующее развитие творческого воображения.
В психологии существует множество методов диагностики творческого воображения у детей и взрослых. Например, Хорст Зиверт предлагает целый ряд тестовых заданий, каждое из которых предназначено для проверки того или иного измерения творческих способностей личности (находчивость, способность комбинировать, дивергентное (нестандартное) мышление, визуальное творчество и способность ассоциаций), отмечается важность развития творческого воображения, для активизации внутреннего потенциала при создании нового образа [1]. Модифицированный вариант тестов, предназначенных для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, разработан Ф.Вильямсом [3]. Данные тесты один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности и воображения, они надежны и предназначены для широкой возрастной группы, а также отражают различные характеристики
Наряду с данными методиками нами рассматривались творческие диагностические задания, позволяющие оценивать результаты изобразительной деятельности учащихся. Одним из вариантов диагностики на выявление уровня творческого воображения может быть создание рисунка, готового образа по рассказу. В процессе чтения преподавателем рассказа, учащиеся должны отобразить его содержание на листе, рисунок дополняется образами на всем протяжении чтения текста. Оценка воображения подростка будет высокой в том случае, если ребенку удалось в полной мере погрузиться в рассказ и создать, опираясь на свой опыт и ощущения, соответствующий ему рисунок.
Критериями оценки к диагностическим заданиям нами выделены:
- Количественная продуктивность
Высокий уровень — наибольшее количество возникших ассоциаций, образов;
Средний уровень — меньшее количество возникших ассоциаций, образов, изображений;
Низкий уровень — не более чем один образ, ассоциация, изображение.
- Гибкость использования идей
Высокий уровень — творческие рисунки (неповторяющиеся, не типичные изображения, образы в одной композиции);
Средний уровень — присутствуют нетворческие, повторяющиеся и частично творческие неповторяющиеся образы, ассоциации.;
Низкий уровень — типичные изображения, образы, ассоциации в одной композиции.
- Оригинальность созданных образов
Высокий уровень — индивидуальные, оригинальные образы, ассоциации, повторяющиеся не более чем у двух рисующих;
Средний уровень — меньшее количество индивидуальных, оригинальных образов, большее количество типичных, повторяющихся у большинства рисующих;
Низкий уровень — типичные повторяющиеся у большинства рисующих.
Предлагаемый авторами подход позволяет более эффективно и осознанно применять учащимися выразительные средства различных графических техник и материалов, что, в свою очередь, способствует развитию творческого воображения подростков. Диагностический аппарат дает возможность максимально достоверно, достаточно разносторонне, с учетом результатов изобразительной деятельности, выявлять и прослеживать уровни развития творческого воображения. При этом сами практические задания для диагностики могут рассматриваться как развивающие задания и предлагаться к выполнению в игровой форме.
Список использованных источников:
- Зиверт Хорст. Тестирование личности : переводное издание / Х. Зиверт ; Пер. с нем. [Лаврентьев В.А.]. — Москва : НОЛИДЖ, 1997. — 196 с
- Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т 1 / С. Л. Рубенштейн. – Москва: Педагогика, 1989,– 488с.
- Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
- Выготский Лев: «Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html
- Рубинштейн С.Л. Воображение// Народное образование. 1968.- № 3.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
- Психология развития человека / Л.С. Выготский.— Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил.
- Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления / Джон Дьюи; перевод с английского Н. М. Никольской, под редакцией Н. Д. Виноградова. — Москва: Издание Т-ва «Мир», 1919. VI, 202 с.
- Константин Паустовский.Собрание сочинений: Повесть о жизни: Далекие годы. Беспокойная юность. Начало неведомого века. — Художественная лит-ра, 1967.
- Штерн Вильям. Дифференциальная психология и ее методические основы Уч. пос./ Вильям Штерн. — Москва: Наука, 1998. — 335 с.
References
- Rubenshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii : v 2 t. T 1 / S. L. Rubenshtejn. – Moskva: Pedagogika, 1989,– 488s.
- Vygotskij Lev: «Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Jelektronnyj resurs] URL: https://infourok.ru/lev-vigotskiy-voobrazhenie-i-tvorchestvo-v-detskom-vozraste-920017.html
- Rubinshtejn S.L. Voobrazhenie// Narodnoe obrazovanie. 1968.- № 3.
- Obshhaja psihologija: Ucheb. dlja studentov ped. in-tov / Pod red. A.V. Petrovskogo. 2-e izd., dop. i pererab. M., 1976. 479 s.
- Psihologija razvitija cheloveka / L.S. Vygotskij.— Moskva: Izd-vo Smysl; Izd-vo Jeksmo, 2005. — 1136 s, il.
- D’jui Dzhon. Psihologija i pedagogika myshlenija / Dzhon D’jui; perevod s anglijskogo N. M. Nikol’skoj, pod redakciej N. D. Vinogradova. — Moskva: Izdanie T-va «Mir», 1919. VI, 202 s.
- Shtern Vil’jam. Differencial’naja psihologija i ee metodicheskie osnovy Uch. pos./ Vil’jam Shtern. — Moskva: Nauka, 1998. — 335 s.
- Dewey John. Psychology and pedagogy of thinking / John Dewey; translation from English by N. M. Nikolskaya, edited by N. D. Vinogradov. — Moscow: Publication of the Mir Union, 1919. VI, 202 p.
- Konstantin Paustovsky. Collected Works: Life Story: Far Years. Restless youth. The beginning of an unknown century. — Fiction, 1967.
- Stern William. Differential psychology and its methodological foundations Uch. Settlement / William Stern. — Moscow: Nauka, 1998 .— 335 p.