На данном этапе времени стремительное развитие информационных технологий и идей искусственного интеллекта привело к узкоспециализированному и более широкому использованию интеллектуальных систем во многих сферах науки и бизнеса, во многом и в маркетинге. Специалисты в области маркетинга считают, что за последние несколько лет изменений в маркетинге произошло больше, чем за предыдущие пятьдесят пять [1].
Иной причиной таких стремительных изменений явилась глобализация экономических процессов и усиление конкуренции на рынках, побуждающее искать новые инструменты привлечения потребителя. В условиях массовой доступности информации об услугах и товарах через сеть Интернет у аудитории появилась реальная возможность сравнения предложений на рынке от конкурирующих компаний, заставляя последних снижать цены и повышать качество услуг и продукции. В этих условиях компании вынуждены переходить от массового маркетинга к маркетингу, ориентированному на более узкую целевую аудиторию, они используют новые возможности информационных систем для достижения более высоких результатов и конкурентных преимуществ. В настоящее время специалисты по маркетингу все чаще используют инструменты с внедрением искусственного интеллекта, для обработки больших массивов данных без серьезных затрат времени, для выявления потенциальных потребителей по их поведению в поисковиках, социальных сетях, а также для опережения конкурентов.
Искусственным интеллектом называют способ моделирования образов в работе человеческого мозга, и дающая возможности перейти к неформальному обучению, кластеризации и обобщению информации. Это способность перейти от человеческого труда к машинному, без участия самого человека. Одно из главных отличий искусственного интеллекта в том, что он не нуждается в заранее известноӗ модели, а выстраивает ее исходя из показанной информации. По этим причинам искусственныӗ интеллект применяется везде, где можно решить задачи прогнозирования и классификации, где существуют задачи, для которых трудно построить алгоритм [2]. В распоряжении специалистов по маркетингу есть большое количество информации о пользователях: история запросов в интернете, действия в социальных сетях, информация о покупках, предпочтения, интересы и т. п.
Для структурирования и ранжирования данных маркетологом помогают инструменты с внедренным искусственным интеллектом, они выбирают именно те данные, которые необходимы в нужный момент специально для урегулирования сложной маркетинговой проблемы и для того, предсказать результат. Например, он может определить и подсказать специалисту какие услуг и товары релевантны для целевого потребителя; промежуток дня, в которое пользователь совершает покупки; интересы и Tone of voice коммуникации, к которым он привык. С помощью «больших данных» допускаются прогнозы, это одна из важнейших областей использования искусственного интеллекта. Маркетинговый прогноз, построенный на базе такого анализа, становится основой для эффективной стратегии компании на рынке. Поэтому именно маркетинговым специалистам в ближайшие несколько лет будет очень важно собирать точные данные о пользователях и их активности в интернете.
ИИ может анализировать поведение потребителей и шаблоны поиска, а также использовать данные с платформ социальных сетей и сообщений в блогах, чтобы помочь компаниям понять, как клиенты находят продукты и услуги.
Искусственный интеллект скоро станет движущей силой многих служб, и в настоящее время мы уже видим его применение в таких областях, как:
Чаты для обслуживания клиентов (25% клиентов будут использовать технологию виртуального помощника к 2020 году, по сравнению с 2% в 2017 году).
Алгоритмичная реклама означает использование искусственного интеллекта для автоматизации покупки рекламы, чтобы вы могли ориентироваться на более конкретную аудиторию. Например, ставки в реальном времени – это как раз тип алгоритмической рекламы. Эта автоматизация намного эффективнее и быстрее, что означает более высокую конверсию и более низкие затраты на привлечение клиентов.
Она настолько быстро меняет облик цифровой рекламы, что, по данным eMarketer, к 2020 году 86,2% цифровых рекламных объявлений в США будут алгоритмическими.
Чат-боты по-прежнему будут важной частью цифрового маркетинга. Эта технология на основе ИИ использует обмен мгновенными сообщениями для общения в реальном времени, днем или ночью, с вашими клиентами или посетителями сайта.
Опросы показывают, что:
63% респондентов предпочитают обмениваться сообщениями с чат-ботами, чтобы общаться с брендом;
Чат-боты обеспечат 85% обслуживания клиентов к 2020 году;
Главными преимуществами чат-ботов являются круглосуточное обслуживание (64%), мгновенные ответы на запросы (55%) и ответы на простые вопросы (55%);
К 2022 году чат-боты помогут предприятиям сэкономить более 8 миллиардов долларов в год;
80% предприятий хотят внедрить чат-ботов к 2020 году.
Многие клиенты предпочитают общаться с чат-ботами, так как они круглосуточно активны, дают ответы быстро, помнят всю историю ваших покупок и никогда не теряют терпения. Эти виртуальные помощники предлагают превосходное обслуживание клиентов, удовлетворяя ожидания клиентов и автоматизируя повторяющиеся задачи.
По мнениею эксперта, Юрия Соколенко: современные системы рекламы, будь то таргет или контекст, работают с использованием ИИ. В Я.Директ он называется «крипта», если я не ошибаюсь. Есть много кейсов на тему автоматических стратегий работы директа.
По инструментам в b2c. Я делю все digital-инструменты, грубо, на 2 типа: имидж и продажи.
На имидж работает smm, все форматы баннерной рекламы (rtb, брендирования и так далее), нативка во всех проявлениях, SERM и так далее.
Про продажи: SEO, контекст, таргет (может быть и про имидж, и про продажи), е-мэйл маркетинг.
Всё это актуально, и используется в зависимости от задач проекта
Все инструменты платного трафика (Гугл Адс, Яндекс Директ, таргет в вк, фб) имеют автрматические стратегии, что это значит? Это значит, что система исходя из цели может управлять ходом рекламной кампании. А управляет она ей только по средству анализа данных и выполнения простых операций. Это и есть применение ИИ.
Возьми так же в проработку историю с умными лентами в соц. медиа
Коммуникация — это процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию [3]. С точки зрения рекламы, коммуникация — это процесс передачи информации, целью которого является заданная отправителем реакция, побуждающая получателя сообщения осуществить действия, выгодные для рекламодателя, выступающего источником сообщения.
Ключевая задача коммуникационной стратегии в рекламной практике — обеспечение информационной поддержки развития бренда. Коммуникационная стратегия базируется на позиционировании, креативной стратегии и медийной стратегии, она представляет собой набор наиболее эффективных инструментов воздействия на целевые аудитории и определенную программу использования этих инструментов.
Внедрение инструментов с использованием искусственного интеллекта актуально как никогда, мы рассмотрели трендами, которые мы в предыдущей главе.
Благодаря исследованиям, которые мы провели в работе, мы выявили несколько ключевых точек, на которые необходимо обратить внимание при проработке коммуникационной стратегии.
Несмотря на то, что в большинстве случаев digital- инструментарий будет универсальным, остается важным и незатронутым вопрос применения необходимого инструментария для проекта, которая пытается привлечь новую аудиторию, которая еще не посещала или не знакома с продукцией.
Так была разработана модель коммуникационной стратегии для продвижения инновационного бизнеса.
Алгоритм включает в себя следующие контрольные этапы:
- Определить, на каком этапе жизненного цикла находится проект, которому требуется продвижение.
- определить степень осведомленности аудитории о продукте/услуге
- определить местоположение (ГЕО проекта), где необходимо продвигать данный вид товара/услуги
- Проанализировать дополнительные возможности товара/услуга и выявить текущую проблематику внутри проекта.
Синтезировать полученный набор рекомендаций и применить в зависимости от текущей ситуации проекта. Прикладная актуальность алгоритма объясняется наличием в модели различного набора ключевых рекомендаций для разных типов проектов современной городской культуры. Стоит отметить, что модель включает в себя вариативный подход, таким образом ключевые рекомендации не будут носить унифицированный характер и применяться к проекту, в зависимости от специфики самого проекта.
Этап взаимодействия с ЦА
|
цель этапа |
Генеральная (имиджевая) линия коммуникаций …… |
инструмент с использованием искусственного интеллекта |
||||
SALE-линия коммуникация |
|||||||
1 |
не знает о бренде |
создание осведомленности |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Периоды (t) |
|
|||||
зима |
весна |
лето |
осень |
Таблица 2 — авторская модель
Так была разработана модель продвижения с использованием инструментом искусственного интеллекта для создания узнаваемости для новой целевой аудитории. Определив, на какой фазе жизненного цикла находится проект, мы можем рассмотреть список рекомендаций, применительно к каждой фазе жизненного цикла.
Библиографический Список
- Семеновых О.П. Ключевые стратегии совершенствования системы управления продажами. – 2014. — No74. – 18 – 25.
- Данько, Т. П., Ходимчук, М. А. Системы искусственного интеллекта в разработке корпоративных маркетинговых стратегий / Т.П. Данько, М.А. Ходимчук // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». – 2000. – No 5 – С. 106-110.
- ПрокофьевС.Е., Попадюк Н. К. Инновации в организации государственного управления в дискурсе неолиберализма/ Вестник Государственого университета управления.- 2015.- No6.- С.56-61.