Совместное заседание Управляющего и педагогического советов при выработке стратегии и тактики действия по разработке пробной модели психолого-педагогического сопровождения завершено решением о претворении в жизнь обозначенных приоритетов через создание и реализацию экспериментальной программы «Апробация технологий открытого образования и тьюторства в условиях специального (коррекционного) учреждения» в рамках районной экспериментальной площадки. Цель реализации данной программы состоит в создании открытого пространства для субъектов образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов посредством модели тьюторского сопровождения как нового вида службы и поддержки.
В связи с отсутствием в штатном расписании учреждения такой единицы, как тьютор, администрация учреждения определила тактическую задачу – формирование тьюторской позиции у педагогов специального учреждения. Теоретический анализ специальной литературы, собственный практический опыт по организации сопровождения позволяют констатировать, что не каждый педагог способен выполнять функции постоянного тьютора для ребёнка с ОВЗ. Тьюторская позиция характеризует ценно-смысловое отношение педагога к своей профессии, а тьюторские убеждения выражаются в умении строить действия как коррекционные ситуации развития.
Формирование команды тьюторов осуществлялось в соответствии с Положением о тьюторе и по определенному алгоритму. Первым условием для включения в команду обозначили «любовь к детям». Вторым необходимым условием права быть членом команды является владение процессом индивидуализации, умение видеть перспективный индивидуальный путь к качественному для каждого конкретного ребенка образованию и умение найти выход из ситуации, где нормы не работают. Не маловажным условием включения в команду обозначили высокую лабильность в ответ на ситуации новой деятельности.
Согласно Положению о тьюторе, модель тьюторского сопровождения в учреждении планируется представить несколькими тьюторскими практиками:
- сопровождение образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, посредством индивидуализации и образовательного процесса;
- сопровождения дистанционного образования;
- сопровождение образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, интегрированных из учреждения в общеобразовательные учреждения Нерюнгринского района путём обеспечения системного сопровождения профессиональной деятельности педагогов;
- сопровождение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих);
- сопровождение начинающих педагогов;
- сопровождение профессиональной деятельности педагогов учреждения;
- сопровождение социально-педагогической деятельности по обеспечению физического, психического и социального благополучия детей, оставшихся без опеки родителей.
С 2011 года в учреждении апробирован механизм управления моделью тьюторского сопровождения по следующим видам тьюторских практик:
- в специальном образовании – сопровождение индивидуальных образовательных программ;
- в открытом образовании – сопровождение разработки социальных технологий, проектов с целью социализации личности;
- в дистанционном образовании – сопровождение обучения посредством использования информационных технологий.
Обновление процесса сопровождения и реорганизация его в тьюторское происходило в учреждении целенаправленно, методом проб и ошибок, способом накопления опыта работы с ребенком с ОВЗ и его семьей на протяжении шести лет. В таблице № 2 представлены апробированные и запущенные тьюторские практики и периоды их перестройки.
Таблица № 2
Тьюторская практика сопровождения образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ, посредством индивидуализации и образовательного процесса | ||
Обновление процесса сопровождения и реорганизация его в тьюторское | ||
2007-2012 г.г. – модернизация сопровождения индивидуаль-ных образовательных маршру-тов детей группы риска в тьторское сопровождение | 2009-2012 г.г. — формирование модели тьюторского сопровождения в условиях дополнительного образования
|
2012-2013 год – апробация тьюторского сопровождения индивидуальных образователь-ных маршрутов одаренных детей |
Тьюторская практика сопровождения дистанционного образования | ||
2009-2010 г.г. – создание методических и технических условий для апробации модели | 2012-2013 г.г. — апробация тьюторской практики дистанционного сопровождения | 2012-2013 г.г. – реализация тьюторской практики дистанционного сопровождения |
Тьюторская практика сопровождения психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих) | ||
2005-2012 г.г. – становление практики сопровождения семьи в условиях Лекотеки как реализации технологии индивидуализации при поддержке образовательного запроса | 2008-2012 г.г. – реализации технологии открытого образования через семейные клубы.
|
2012-2013 – апробация модели сопровождения разработки социальных технологий, проектов с целью социализации личности ребенка с ОВЗ и его семьи
|
Первоочередными для апробации стали те направления сопровождения, которые в той или иной форме существовали в учреждении. Осмысление и систематизация результатов опыта работы по сопровождению ребенка с ОВЗ и его семьи показал, что технологии открытости и индивидуализации сами собой предполагает включение технологии тьюторства в психолого-педагогическую деятельность учреждения.
Список использованной литературы:
- Ковалева, Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе // http://www.thetutor.ru/ higher/article01.htm
- Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: Сб.статей. – М.: МИОО, 2008. – С. 8-16.
- Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001.
References:
- Kovalyova, T.M. Possibilities of tyyutorsky maintenance in modern higher education institution//http://www.thetutor.ru/ of higher/article01.htm
- Kovalyova, T.M. Open educational technologies as a resource of tyyutorsky activity in modern education//Tyyutorskoye maintenance and open educational technologies: Sb.statya. – M.: MIOO, 2008. – Page 8-16.
- Tutoring as a new profession in education: collection of methodical materials. – Tomsk, 2001.