ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

29 марта 4:39

Проблема влияния детско-родительских отношений на личную жизнь в зрелом возрасте на сегодня является спорной и труднодоступной для изучения в виду особенности содержания проблемы и трудоёмкости в подборе методологического аппарата для исследования искомых факторов. В психологической среде существует большое множество подходов, многие из которых под собой имеют только теоретическую умозрительную подоплеку. В данной статье рассматриваются как теоретические подходы к пониманию заявленной темы разными авторами, так и результаты некоторых исследований, проливающих свет на вопрос взаимосвязи детско-родительских отношений и модели отношений между партнёрами.

Статья в некотором роде отличается от аналогичных тем, что здесь теоретические подходы и практические исследования авторов различных психологических направлений рассмотрены не как набор представлений, расположенный в хронологическом порядке, а как комплекс знаний, объясняющий факторы организованной многомерной системы взаимоотношений супружеской пары. Поэтому за скелет статьи и категорическую основу берутся факторы, совокупность и качественное состояние которых определяет характер партнёрских взаимоотношений – это: сексуальная совместимость на основании понимания потребностей и принятия своего тела каждым из партнёров; способность выстраивания личных границ, то есть осознание здоровой меры допустимого в поведении других по отношению к себе и того, что человек сам может позволить по отношению к партнёру; навыки коммуникации (навыки выстраивания диалога, ведения и разрешения конфликта); позитивные/негативные адекватные/неадекватные убеждения и установки относительно мира, себя и партнёра; достижение независимости и эмоциональной сепарации от родителей; соответствие или несоответствие ценностей, мировоззрений, бытовых привычек (этот пункт не представляет исследовательского интереса и рассмотрен не будет).

Рассмотрение первого пункта, касающегося сексуальной совместимости партнёров на основании понимания потребностей собственного тела и его принятия, стоит начать с психоаналитических теорий. З. Фрейд выдвигал концепцию сексуального развития, согласно которой в детском возрасте человек проживает комплекс Электры и Эдипа в 3-5 лет, когда он начинает осознавать свой биологический пол и понимать, к какому биологическому полу относятся окружающие. В. Тэхкэ пишет, что ребёнок на данном этапе взросления стремится получить любовь отца/матери как объекта противоположного пола, он ревнует родителя противоположного пола ко второму родителю. Задачей родителя в этот кризисный период является не отстранение от ребёнка и игнорирование его иногда пугающего поведения, а поддержка его в это нелёгкое время и выражение восхищения по отношению к нему, в котором делается акцент на его умственных способностях, талантах, красоте [4]. Подобный период пика сексуальности повторяется в подростковом возрасте, когда ребёнку необходимо подтверждение его внешней привлекательности от обоих родителей [2].

Характер протекания двух описанных через призму психоанализа этапов сексуального развития ребёнка способен значительным образом повлиять на сексуальное поведение и удовлетворённость сексуальной сферой во взрослой жизни. При грамотном поведении родителей человек входит во взрослый этап своего существования в состоянии принятия своего тела, понимания его потребностей, телесной раскрепощённости и способности к принятию тела, физиологических потребностей и реакций партнёра. При отвергающем, игнорирующем или нападающем поведении родителей, у человека могут возникнуть проблемы в выражении своей сексуальности, которые в последующем могут нивелироваться благодаря восхищению и принятию своим партнёром или работой со своими чувствами, эмоциями, убеждениями и поведением в зрелом возрасте.

Умение выстраивания личных границ, как правило, закладывает тот родитель, с которым ребёнок себя идентифицирует, и биологический пол обоих может не совпадать. Родитель объясняет, что можно и нельзя допускать в поведении других людей по отношению к ребёнку, что ребёнку самому позволительно или непозволительно делать в отношении других людей, какое поведение уместно в той или иной ситуации с тем или иным человеком. Также это транслируется через собственный пример поведения родителя и его взаимодействия с другими людьми. Усвоенные понятия о рамках допустимого и навыки выстраивания границ в отношениях будут играть существенную роль в будущем взаимодействии человека со своим партнёром [5].

Качество навыков коммуникации родителей будет влиять на формирование этих навыков у ребёнка. Помимо родительской роли в формировании умений по выстраиванию конструктивного диалога, ведению конфликтов, также стоит учитывать роль прародителей, друзей, воспитателей, учителей ребёнка. Умение договариваться является важнейшим навыком в долгосрочных отношениях. Порой он исчерпывающий при построении здоровых, удовлетворяющих отношениях, особенно после прохождения конфетно-букетного периода пары [2].

Отношения с родителями по типу гипер- или гипо- опеки, описанные Уайнхолдами, могут привести к эмоциональной зависимости от них во взрослой жизни и, как следствие, проблемам в личной жизни [5]. С. Форвард описала некоторые факторы, по которым можно идентифицировать зависимость – появление проблем во взаимоотношениях человека со своим партнёром после ссоры с родителями; неадекватное восприятие партнёра из-за проекции на него родительского образа родителя; действия и поступки по отношению к партнёру по аналогии с деструктивным поведением родителей к человеку. Примерами таких проявлений могут служить ситуации, когда партнёр в случае возникновения проблем в паре начинает игнорировать другого партнёра, копируя модель поведения родителей к нему в детстве; отсутствие доверия к партнёру в связи с проекцией на него образа безответственного родителя [6]. Такое поведение дестабилизирует отношения в паре, подрывает уважение, доверие и любовь между партнёрами.

Исследование Е. В. Романовой, А. С. Щербаковой на тему «Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком» показало, что существуют значимые различия между группами респондентов с разной степенью удовлетворенности браком относительно переживаний, связанных с их родителями. Испытуемые с высоким уровнем удовлетворенности браком реже испытывали чувство отвержения, покинутости, унижения, предательства и несправедливости со стороны матерей и отцов в детстве, чем те, кто менее удовлетворен своим браком. У женщин статистические различия между двумя группами обнаружены в отношении оценки чувства унижения, связанного с матерью, и чувства покинутости, связанного с отцом (p ≤ 0,05). Также было установлено, что кроме вышеописанных различий наблюдаются и другие, относящиеся к переживаниям отвержения, покинутости, предательства и несправедливости со стороны матери (p ≤ 0,05), а также такие же чувства со стороны отца (p ≤ 0,05). Таким образом, женщины, более удовлетворенные браком, в детстве реже переживали все перечисленные чувства, связанные с родителями, чем те, которые удовлетворены в меньшей степени. Для мужчин обнаружены те же статистические различия в выраженности переживаний, связанных с матерью, что и для выборки в целом. То есть, матери более удовлетворенных браком мужчин (по оценке самих мужчин) были менее склонны отстраняться от сыновей, покидать их или эмоционально дистанцироваться, реже унижали и стыдили их, реже нарушали данные обещания и чаще шли на компромисс с детьми (реже проявляли несправедливость), чем матери менее удовлетворенных браком мужчин (p ≤ 0,05). Статистически значимые различия между двумя группами мужчин обнаружены в отношении переживания чувства униженности, предательства и несправедливости в отношениях с отцами (p ≤ 0,05). Мужчины с высокими показателями удовлетворенности браком в отношениях с отцами реже переживали чувства стыда, предательства и несправедливости, чем мужчины группы с более низкими показателями [3].

Концепция установок и убеждений является центральной в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии. Автоматические мысли, установки, убеждения содержат неосознаваемые мысли человека о разных явлениях мира. Если рассматривать более узко эту концепцию в рамках темы данного труда, то стоит проанализировать взаимосвязь установок человека относительно мужчин и женщин, себя. Так, «все женщины — глупые обманщицы», «мужчинам доверять нельзя», «я неудачник, которого никто никогда не полюбит» и т.д. являются примерами негативных установок, которые могут быть заложены родительской семьёй и иметь деструктивное влияние на мировоззрение человека, его эмоционально-личностную сферу и поведение, отношения с другими людьми. Дж. Бэк пишет, что сложность в проработке установок заключается в том, что человек их не осознаёт и зачастую не задумывается над их существованием в то время, как они оказывают мощнейшее влияние на все сферы жизни [1]. В то же время существуют и позитивные установки, которые, наряду с негативными, влияют на поведение человека в паре, его отношение к партнёру, мысли и представления о партнёре.

Влияние детско-родительских отношений на личную жизнь ребёнка в будущем является сложной комплексной проблемой. Из текста данной статьи можно увидеть, как много подходов приходится задействовать для приближения к пониманию содержания проблемы, всестороннего достоверного исследования данной темы. Стоит отметить, что данный вопрос также трудоёмок для исследования, поэтому большинство психологов и психотерапевтов прибегают к описанию и систематизации имеющегося опыта консультирования большого числа клиентов. Для точного описания проблемы и её идентификации в каждом отдельном случае обращения клиента к психологу, профессионалу необходимо уходить от обобщений и рассматривать каждый аспект проблемы отдельно для более точного подбора техник и методик, точечного воздействия на проблемную зону и достижения эффективного результата при наименьших временных затратах.

Литература

  1. Бек, Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям/ Дж. Бек// — СПб.: Питер. – 2018. – 416 с.
  2. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг, Д. Бокум// — СПб.: Питер. — 2017. – 940 с.
  3. Романова, Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком/ Е. В. Романова, А. С. Щербакова// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. — № 3. – 2011. – С.
  4. Тэхкэ, В. Психика и её лечение: психоаналитический подход/ В. Тэхкэ// — СПб.: Академический Проект. — 2001. – 576 с.
  5. Уайнхолд, Б. К. Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости – другой стороны созависимости/ Б. К. Уайнхолд, Д. Б. Уайнхолд// — СПб.: ИГ «Весь». — 2011. – 528 с.
  6. Форвард, С. Вредные родители/ С. Форвард, К. Бак// — СПБ.: Питер. – 2015.

Literature

  1. Bek, Dzh. Kognitivno-povedencheskaja terapija. Ot osnov k napravlenijam/ Dzh. Bek// — SPb.: Piter. – 2018. – 416 s.
  2. Krajg, G. Psihologija razvitija/ G. Krajg, D. Bokum// — SPb.: Piter. — 2017. – 940 s.
  3. Romanova, E. V. Vlijanie opyta vzaimootnoshenij v roditel’skoj sem’e na formirovanie supruzheskih otnoshenij i udovletvorennost’ brakom/ E. V. Romanova, A. S. Shherbakova// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 12. Psihologija. Sociologija. Pedagogika. — SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. — № 3. – 2011. – S.
  4. Tjehkje, V. Psihika i ejo lechenie: psihoanaliticheskij podhod/ V. Tjehkje// — SPb.: Akademicheskij Proekt. — 2001. – 576 s.
  5. Uajnhold, B. K. Begstvo ot blizosti. Izbavlenie vashih otnoshenij ot kontrzavisimosti – drugoj storony sozavisimosti/ B. K. Uajnhold, D. B. Uajnhold// — SPb.: IG «Ves’». — 2011. – 528 s.
  6. Forvard, S. Vrednye roditeli/ S. Forvard, K. Bak// — SPB.: Piter. – 2015.

п