Этнопарк «Мир эвена» — система этнокультурного воспитания

15 января 10:11

Имеева Виктория Ивановна – директор
МКОУ БНСОШ им.В.А. Роббека,
отличник образования РС(Я),
п. Березовка Среднеколымского улуса (района)
viki-imeeva@mail.ru
Тарабукина Уяндина Платоновна с.н.с. НИИ НШ РС(Я),
заслуженный учитель РС(Я),
методист по эвенскому языку
МКОУ БНСОШ им.В.А. Роббека
п. Березовка Среднеколымского улуса (района)
yandina-49@mail.ru

Все более актуальными становятся вопросы этнокультурного воспитания в образовательных учреждениях. И соответствующий раздел включен в федеральные государственные образовательные стандарты II поколения, как часть, формируемая участниками образовательного процесса. В связи с этим особенно остро ставится вопрос о разработке и внедрении системы дополнительного образования с этнокультурным компонентом с целью сохранения народной культуры воспитания обучающихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций.
Современная система образования — способствующая сохранению и развитию у обучающихся стремления сохранить связь с родной культурой, традициями, позволяет создать условия для организации этнокультурного образовательного пространства.
Этнопедагогическая культура и этнокультурное воспитание — как целостный процесс передачи обучающимся культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является. Среда, где он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания. Использование традиций и обычаев, в формировании этнокультурной воспитанности обучающихся позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека» ищет оптимальные пути реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
Уникальность нашего учреждения заключается в том, что оно находится в селе, богатом эвенскими традициями, обычаями, нравами, имеющими большое культурно-историческое наследие. Именно только учреждение является фундаментом при формировании базовой ценности обучающихся, так как в силу ряда социальных причин есть угроза постепенной утраты, этих живых и почитаемых традиции. Культура народа — это вечный источник обновления и ориентир воспитания.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемами отсутствия языковой среды, на родном языке разговаривают в быту лишь часть взрослого населения, а также слабым знанием культурных народных традиций и обычаев среди обучающихся. А самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.
Создавая благоприятные условия для обучающихся, на основании результатов мониторинга социокультурной среды, образовательное учреждение, являясь главным культурным центром села, определило необходимость разработки проекта «Этнопарк «Мир Эвена». Обучающиеся после уроков смогут посещать кружки, мероприятия, занятия по интересам, организованные педагогами, членами общественных организаций, родителями, что позволит решить проблему занятости обучающихся и сохранить этническую идентичность.
Основная идея проекта это переход на новую систему сотрудничества педагогического коллектива, сельского социума, родителей, обучающихся путем создания этнокультурного компонента в социокультурной среде через формирование и развитие этнической идентичности обучающихся, где одним из основных направлений является развитие дополнительного образования учреждения.
При разработке проекта учитывался комплекс мер, способствующих сохранению традиционных ценностей эвенского народа; воспитанию подрастающего поколения любви и уважения к культурному наследию; применению народной педагогики для реализации интересов обучающихся, родителей и сельского социума.
Новизна проекта это разработка и апробация модулей внеурочной деятельности этнокультурного направления — как элемента единой системы образовательного пространства взаимодействующих субъектов сельского социума.
Разработка модулей внеурочной деятельности, вовлечение сельского социума в образовательное пространство, приобщение обучающихся к процессу сохранения культуры своего народа создают условия для формирования организации этнокультурного образовательного пространства, обеспечивающего развитие позитивной этнической идентичности.
Реализуя проект «Этнопарк «Мир эвена»», нацеленного на повышение эффективности этнокультурного воспитания и развития личности обучающихся, используется инновационные педагогические технологии.
Направлением данной работы являются информационно-просветительская работа — пропаганда этнокультурного воспитания; научно-методическая работа — разработка авторских программ, методик и форм работы и внедрение их в образовательный процесс; диагностическая работа — отслеживание уровня развития этнокультуры обучающихся
Проект разработан на основе ранее разработаных и апробированых программ: спортивно-оздоровительной «Өмчэни эвинни», («Игры Өмчэни»), общекультурной «Фольклорный ансамбль «Хо-эен», духовно-нравственной «Дю хунңин» («Хозяйка чума»), «Хопкил хотлитан» («По тропинкам предков») и вновь разработанных: общеинтеллектуальной «Би ңунмир хутэн бисэм» («Я представитель народа — я продолжатель рода») социальной «Хопкил бинитэн» («Тайны предков») — применяемыми учителями. Расширяет развитие процесса организации этнокультурного воспитания в учреждении, используя инновационные технологии воспитания и сотрудничество педагогического коллектива, сельского социума, родителей, обучающихся.
Результаты проекта оцениваются анкетированием участников проекта, анализом результатов участия в творческих группах, в коллективно творческих делах (конкурсы, выставки, презентации, семинары…), публикацией и изданием.
Результативность будет проверяться повышением качества взаимоотношения педагогов, членов общественных организации, родителей и обучающихся; разработанными материалами учителей, родителей и обучающихся; проведенными семинарами, НПК, конкурсами и т.д., а также участием в всероссийских, республиканских, улусных конкурсах, олимпиадах, НПК, выставках.
Необходимо создания сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык как Томпонский улус (район) МБОУ Тополинская СОШ, Кобяйский улус (район) МБОУ «Себян-Кюельскаянациональная эвенская СОШ им. П.А. Степанова-Ламутского» и другими.
Направления реализации проекта. Подпроект программы «Этнопарк «Мир Эвена» представляет собой систему 6 программ дополнительного образования: Социальное направление «Хопкил бинитэн» («Тайна предков»); Духовно-нравственные направления «Хозяйка чума», «Хопкил хотлитнан» («По тропинкам предков»); Общеинтеллектуальное направление «Би ңунмир хутэн бисэм» (Я – представитель народа); Спортивно-оздоровительное направление «Өмчэни эвинни» («Игры Өмчэни»).
Социальное направление дополнительного образования «Хопкил бинитэн» («Тайна предков»). Цель данной программы создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирует взгляд на родной край как на самобытную страну, с ее особенностями развития культуры и быта, а также способствует пониманию менталитета эвенского народа.
Формы работы коллективная и групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы; практикум; семинар-практикум; ролевая игра; игра-путешествие; исследование;проект.
При планировании деятельности в проекте, учащиеся распределяются на группы по интересам: «Я представитель народа, я продолжатель рода»; «Быт моих далеких предков»; «Обряды и традиции эвенов Берёзовки»; «Оленеводство и охотоведение»
Проводимые мероприятия: НПК «Я представитель народа, я продолжатель рода»; Игровая программа «В оленеводы б я пошел, пусть меня научат» и другие.
Духовно-нравственное направление дополнительного образования «Хозяйка чума». Цель программы создание условий для приобщения обучающихся к сохранению традиционного уклада и образа жизни своего народа, изучения традиции и обряды, особенности национальной кухни, пропаганда национальной культуры эвенов, воспитаниеь национального самосознания, уважения к культуре, традициям и образу жизни эвенского народа.
Формы и методы работы объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождаетсядемонстрациейнаглядного материала); частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); исследовательский (исследование и сбор информации и материалов); творческий (выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях и конкурсах) и т.д.
Проводимые мероприятия конкурсы «Хозяйка чума», «Гудей асаткан»; выставка «Северное сияние»; показ мод «Показ мод».
Духовно-нравственное направление дополнительного образования «Хопкил хотлитнан» («По тропинкам предков»). Цель программы формирование духовно богатой, высоконравственной личности через изучение истории родного края, культуры и традиций коренных народов Березовки организовывают эффективное взаимодействие педагога и обучающихся, знакомят с историей своего края, культурой и традициями коренного населения поселка Березовки – эвенов, формируют представления о различных сторонах жизни своей малой родины, гражданскую позицию, патриотизм. А также воспитывают любовь к окружающей природе, малой родине, семье и способствуют воспитанию нравственных качеств ребёнка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.), развивают уважение к традициям и культуре коренного народа эвенов. Работа «Хопкил хотлитнан» («По тропинкам предков») также содействует интеллектуальному и духовному развитию личности ребёнка, развивает творческое воображение и фантазию, мышление, внимание, память, умение исследовать и самостоятельно работать, развивает познавательный интерес к изучению истории родного края, культуре и традициям народа эвенов.
Форма работы: традиционные и практические занятия, игры, театрализованные представления на родном языке, выставки, проекты, конкурсы, национальные праздники, викторины, работа в микрогруппах, экскурсии, отчёты.
Проводимые мероприятия викторина «Я знаю свой край»; конкурс видеосюжетов о традициях своей семьи; защита проектов «Наши традиции» и другие.
Общеинтеллектуальное направление дополнительного образования «Би ңунмир хутэн бисэм» (Я – представитель народа). Цель программы создание условий для реализации учащимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности этноса обогащает запаса учащихся научными понятиями и законами, способствуете формированию мировоззрения, функциональной грамотности. А также формирует позитивного восприятия нравственных, духовных, этнических ценностей и успешное его освоения, включает в личностно значимые творческие виды деятельности; развивает социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах этноса.
Формы работы: викторины; конкурсы; олимпиады; научно-практические конференции; исследовательские проекты; КВН и другие.
Методы работы: проектный; научно-исследовательский; творческий
Проводимые мероприятия: школьная олимпиада по родному языку и литературе, КНС РС (Я); конкурс рисунков по произведениям эвенских писателей; декада родного языка и литературы; конкурс чтецов; конкурс «Проба пера» и т.д.
Общекультурное направление дополнительного образования «Фольклорный ансамбль «Хо-эен». Цель программы приобщение к живительному источнику народной мудрости — фольклору, формирует уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа, уделяет должное внимание знакомству с местным фольклором, развивает творческие способности участников коллектива через активную концертную деятельность. А также средствами фольклора способствует духовно-нравственному становлению, создает условия для творческого общения преемственности поколений, изучению и исполнению эвенских народных танцев и песен, постановки песенно-танцевальных композиций.
Формы работы: групповое занятие; индивидуальная работа с запевалами; участие в массовых мероприятиях; участие в постановке обрядов.
Проводимые мероприятия: конкурс запевал национального хоровода «Хэдэ», инсценирование по произведениям эвенских писателей, сказок, легенд, импровизация обрядов и т.д.
Спортивно-оздоровительное направление дополнительного образования «Өмчэни эвинни» («Игры Өмчэни»). Цель данной программы содействие укреплению здоровья, приобщение детей к культуре своего народа в процессе активного их участия в народных играх и состязания способствует приобретении знаний об эвенских играх, обучению разнообразным правилам эвенских игр и других физических упражнений игровой направленности, развивает физические качества: силы, быстроты, выносливости, ловкости. И повышает физическую и умственную работоспособность школьника, прививает интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности, воспитывает культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Формы работы: подвижные игры, сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры), игры-забавы, имитирующие игры, игры-соревнования.
Проводимые мероприятия по данной программе: национальное соревнование «Игры Өмчэни»; национальный праздник «Эвинек»; соревнование «Муннюкан»; соревнование «Меткий стрелок» и другие.
Проект «Этнопарк «Мир эвена» создаст условия для формирования системы организации этнокультурного образовательного пространства, обеспечивающего развитие позитивной этнической идентичности и повысить эффективность этнокультурного воспитания и развития этнокультурной идентичности в условиях социокультурной среды.

Литература
1. ФГОС
2. Проект «Этнопарк «Мир эвена»