Система электрической централизации на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров (ЭЦ-МПК) разработана учеными и специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщений и на сегодня ЭЦ-МПК занимает лидирующую позицию среди новых компьютерных систем, внедряемых на сети железных дорог.
Основным назначением системы является железнодорожная автоматика и телемеханика — обеспечение безопасности движения поездов, поскольку сбой или отказ таких систем на станции или перегоне может привести к катастрофическим последствиям, в том числе к многочисленным человеческим жертвам. Современная практика показала, что релейные, механические, релейно-процессорные системы имеют ряд недостатков. Внедрение микропроцессорных систем позволяет повысить качественный уровень управления движением поездов.
ЭЦ-МПК является современной и набирающей обороты системой, которая легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при новом проектировании, а также во время эксплуатации, относится к классу релейно-процессорных централизаций. Построена ЭЦ-МПК на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров. Электрическая централизация ЭЦ-МПК управляет и контролирует устройства железнодорожной автоматики на станциях с помощью средств компьютерной техники.
Данная система занимает лидирующую позицию среди компьютерных систем, внедряемых на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, а также в метрополитенах, позволяет осуществить централизацию удаленных парков, районов и станций в крупных узлах. ЭЦ-МПК обеспечивает программно-аппаратный стык с любыми системами диспетчерской централизации, диагностику и удаленный мониторинг. Отличительными особенностями является наличие встроенных подсистем диагностирования напольной аппаратуры СЦБ, питающих устройств и подсистемы автоматического речевого оповещения работающих на путях.
Основные преимущества:
— высокий уровень надежности и безопасности ЭЦ-МПК достигается за счет дублирования многих узлов и использования релейной связи с напольными объектами;
— интеллектуальный интерфейс автоматизированных рабочих мест снижает вероятность неправильных или несвоевременных действий оперативного персонала за счет речевых подсказок и логического контроля над действиями человека;
— использование для ввода и отображения информации стандартных средств вычислительной техники не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов);
— применение вычислительной техники позволяет упростить построение логических схем обеспечения безопасности, изменив традиционные подходы в схемотехнике исполнительной (релейной) части. Это приводит к сокращению числа реле, приходящихся на одну централизованную стрелку, до 32 – 36 (в 2 – 2,5 раза по сравнению с традиционными релейными централизациями) и уменьшению в 3 – 4 раза площади служебно-технических зданий постов, используемых для размещения оборудования;
— «прозрачность» реализации алгоритма работы облегчает процесс обслуживания и понимания системы персоналом;
— значительно меньший объем строительно-монтажных работ позволяет сократить сроки ввода централизации в эксплуатацию при новом строительстве и в случаях изменения путевого развития (удлинение существующих путей или укладка новых, врезка дополнительных стрелок).
Система является экономически наиболее выгодной по сравнению с другими системами компьютерного управления движением поездов и обладает расширенными функциональными возможностями, этой системой оборудовано около 2542 стрелок 109 станциях на магистральном и промышленном транспорте, в Российской Федерации и Республике Казахстан, на станциях Петербургского, Нижегородского, Самарского, Екатеринбургского и Минского метрополитенов.
Информационный обмен между компонентами системы базируется на стандартных протоколах вычислительных систем и локальных сетей. Использование современных стандартных средств вычислительной техники для ввода и отображения информации не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов).
Реализация ряда функций в ЭЦ-МПК средствами вычислительной техники позволяет по сравнению с ЭЦ релейного типа сократить в 2 — 2,5 раза число реле, приходящихся на одну стрелку и уменьшить площади служебно-технических помещений здания поста, используемые под оборудование.
Управление объектами ЭЦ станции (стрелками, светофорами и т.д.) сохраняется с использованием реле, основываясь на классических схемных решениях, апробированных десятилетиями.
Устройства ЭЦ-МПК также обеспечивают реализацию ряда ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых дежурным по станции с соблюдением определенного регламента при отказах напольных устройств.
Проектирование ЭЦ-МПК выполняется по техническим решениям ТР-02-200-МПК, на основе которых выпущены типовые материалы для проектирования 410211-ТМП. Проектирование ведут 14 проектных институтов, среди которых ведущие в отрасли: Гипротранссигналсвязь, Ленгипротранс, Омскжелдорпроект, Уралгипротранс, Востсибтранспроект, Дальжелдорпроект и др. Подводя итоги можно сказать что данная система жизненно необходима в наше время на железной дроге.
-
Качество электроэнергии в системах светодиодного освещения. Колмаков В.О., Пантелеев В.И. В сборнике: Электроэнергия: от получения и распределения до эффективного использования. Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Редакторы: Кудрин Б.И., Лукутин Б.В., Сайгаш А.С., 2012. С. 87-90.
-
Схемотехническое обеспечение качества электрической энергии в сетях с нелинейными электроприемниками массового применения. Колмаков В.О. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2014.
-
Мониторинг состояния тяговых трансформаторов на основе тензорного анализа. Петров М.Н., Колмаков О.В., Колмаков В.О., Орленко А.И. В сборнике: Эксплуатация и обслуживание электронного и микропроцессорного оборудования тягового подвижного состава. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.К. Лакина. 2020. С. 263-269.
-
Analysis of dynamic characteristics of frequency-dependent links. Kolmakov V.O., Kolmakov O.V., Iljin E.S., Ratushnyak V.S. В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. С. 012026.
-
Снижение пожароопасности тепловозов с гибридной системой привода. Колмаков О.В., Довженко Н.Н., Минкин А.Н., Бражников А.В., Колмаков В.О., Колмакова А.И., Шилова В.А.
Безопасность регионов — основа устойчивого развития. 2014. Т. 1-2. С. 140-144. -
Энергосберегающее оборудование и электромагнитная совместимость. Колмаков В.О., Колмакова Н.Р. В сборнике: Инновационные технологии на железнодорожном транспорте. Труды XXII Межвузовской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Ответственный редактор В.С. Ратушняк. 2018. С. 46-53.
-
Способ определения постоянной времени нагрева сухого трансформатора. Плотников С.М., Колмаков В.О. Патент на изобретение RU 2683031 C1, 26.03.2019. Заявка № 2018116287 от 28.04.2018.
-
Упрощенное определение момента инерции асинхронного двигателя серии 4А. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2019. Т. 62. № 1. С. 87-91.
-
Оптимизация динамического торможения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2018. Т. 61. № 5. С. 13-17.
-
Электромагнитная совместимость и энергосберегающее оборудование. Колмаков В.О., Пантелеев В.И. Энергетик. 2012. № 11. С. 47-49.
-
Оптимизация динамического торможения двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Плотников С.М., Колмаков В.О. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2018. Т. 61. № 5. С. 13-17.
-
Метод динамической диагностики механических узлов. Колмаков О.В., Колмаков В.О. В сборнике: 120 лет железнодорожному образованию в сибири. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал ИрГУПС. 2014. С. 198-203.
-
Определение коэффициента затухания частотозависимых звеньев. Колмаков О.В. В сборнике: Инновационные технологии на железнодорожном транспорте. Труды XXII Межвузовской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Ответственный редактор В.С. Ратушняк. 2018. С. 3-5.
-
Метод расчета емкости компенсирующего конденсатора асинхронных двигателей малой мощности. Плотников С.М., Колмаков О.В. Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2016. № 5. С. 59-63.
-
Экспериментальные исследования размагничивания генератора постоянного тока. Плотников С.М., Колмаков О.В. Journal of Advanced Research in Technical Science. 2020. № 18. С. 37-40.
-
Анализ состояния силовых трансформаторов тяговых подстанций Красноярской железной дороги: / Орленко А.И., Петров М.Н., Колмаков В.О., Колмаков О.В. // Научное издание под ред. проф. Петрова М.Н. – Красноярск: 2020 г. — 119 с.