В современное время проблема одиночества в подростковом возрасте является одной из наиболее актуальных. Подростки считаются наиболее склонными к проявлению одиночества. Это происходит в связи с психическими и физиологическими переменами в организме подростка, изменением социальной ситуации развития, ведущим видом деятельности, типом общения. Как правило, подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих. Важное значение имеет преодоление кризиса идентичности, характерного для данного возрастного периода. И.В. Шаповаленко отмечает, что кризис идентичности личности подростка предполагает частичную сепарацию от родителей и приобретение самостоятельности[7].
Поведение подростков является достаточно непредсказуемым. За небольшой период времени подросток способен продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью, активность может смениться апатией и отсутствием стремлений, повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе и собственных силах, потребность в общении может сочетаться желанием остаться в одиночестве. О.В. Хухлаева подчеркивает, что данные реакции могут возникать более ярко, если кто – либо пытается ущемлять самолюбие подростков[6]. В таком случае возможны различные варианты поведения подростков. Однако, чаще всего при неудачах, подростки склонны проявлять апатию, вялость, неуверенность в себе, повышенную восприимчивость. В результате регулярных неудач они начинают испытывать состояние одиночества.
Одиночество характерно для многих людей в определенных ситуациях. Существует множество различных определений одиночества. Р.С. Немов, описывая одиночество, рассматривает его как тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. А.М. Прихожан рассматривает одиночество как одну из наиболее серьезных социальных проблем современности, имеющих аутоагрессивные деструктивные формы поведения. Однозначного понимания определения одиночества не существует. А.В. Петровский под термином одиночество понимает эмоциональное состояние человека, которое связано с отсутствием положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом потери в результате вынужденной или имеющей причины социальной изоляции. В своих исследованиях мы придерживаемся позиции А.В. Петровского. В жизни подростка одиночество играет важную роль: подросток обособляется, учится самостоятельности, ищет новые формы взаимоотношений с окружающими людьми.
В современном обществе постепенно увеличивается количество подростков, испытывающих чувство одиночества. Одиночество является индивидуальным переживанием, часто имеющим различные причины возникновения. С.Г. Корчагина отмечает, что основными причинами одиночества подростков являются кризис идентичности, отвержение сверстниками, навешивание ярлыков, пассивность, замкнутость, ранимость и закомплексованность[2]. Тяжелый психологический климат в семье, стиль воспитания родителей и степень благополучия семьи выступают факторами, способствующими возникновению чувства одиночества. Неблагоприятные условия нахождения в семье могут спровоцировать у подростка дефицит общения. Дефицитом общения принято считать постепенное или резкое уменьшение интенсивности или качества общения с близкими людьми, сверстниками и другими окружающими людьми[4; 5]. Обычно дефицит общения связан с долговременным нахождением человека в учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в таких семьях, где родителями уделяется недостаточно внимания детям. Дефицит общения у подростков тесно связан с проблемой подросткового одиночества. Явление одиночества может приводить к личностным девиациям подростков с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, бродяжничество, наркомания и попытки суицида. С.Г. Корчагина к последствиям одиночества подростков относит низкую самооценку, подавленность, отчаяние, вступление в плохие компании, связь с различными субкультурами[2].
В целях решения этой серьезной проблемы можно привлечь профессионального психолога, которому известна специфика работы с данными проблемами. Одиночество считается неотъемлимой частью становления индивидуальности подростка. Данное чувство способствует развитию рефлексии, эмпатии и личностных качеств, которые необходимы для саморазвития личности и успешной жизнедеятельности в социальной среде. Одним из наиболее распространенных путей преодоления чувства одиночества является включенность человека в общественную жизнь. Обычно подростку поручают какую-либо деятельность, которую он способен выполнить [3]. Так подросток чаще всего реализуется в конкретной области в среде сверстников. Н.Д. Бячкова отмечает, что для избегания серьезных последствий одиночества необходимо дать подростку понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, уделять ему достаточно внимания, показывать готовность помощи в трудной ситуации, а также не требовать невозможного[1]. Вместе с тем необходимо поощрять самостоятельность подростка, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативных переживаний одиночества.
В заключение важно отметить, что проблема одиночества в подростковом возрасте является распространенной и требующей решения. Необходимо подчеркнуть, что существуют различные причины одиночества подростков, ведущие к сложным последствиям. В связи с этим требуется выполнение соответствующих действий, направленных на устранение негативных последствий подросткового одиночества.
Литература:
- Бячкова, Н.Д. Изучение одиночества: взгляды, теории, проблемы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №4. С. 80-86.
- Корчагина, С.Г. Психология одиночества/ С.Г. Корчагина – М.: Психология, 2007. – 162с.
- Кузнецов, О.Н. Психология и психопатология одиночества/ О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев. — М.: Медицина, 1972. — 336 с.
- Слободчиков, И.М. Одиночество личности: природа, структура, содержание, механизм развития// Психологическая газета. 2014. № 7. С. 204 – 207.
- Смирнова, И.Г. Проблема одиночества в зарубежных и отечественных исследованиях// Вестник УГПУ. 2014. № 12. С. 203 – 205.
- Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд./ О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко –М.: Гардарики, 2005. – 349 с.