Мир меняется очень быстро – сначала говорили о постиндустриальном обществе, затем об информационном; позже начались разговоры об инновационной экономике (или интеллектуальной экономике, экономике знаний), теперь же объектом обсуждения стала цифровая экономика, цифровизация и цифровая трансформация. В чем же разница этих понятий?
Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. [1] Представленное определение отлично демонстрирует возможности для бизнеса от реализации новых технологий и внедрения цифровой экономики в жизнь. Цифровые сервисы подразумевают использование сквозных технологий, перечисленных в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». [2]
Стоит также отметить цифровую трансформацию, которая очень тесно связана с цифровизацией. Цифровизация – это автоматизация процессов; встраивание новых технологий в существующие бизнес-процессы для повышения их эффективности. [3] Цифровизация может быть воплощена практически в любой сфере, отрасли, предприятии или в любом отдельно взятом подразделении конкретной организации. Цифровая трансформация — это процесс преобразования существующих бизнес-моделей с помощью новых технологий. [4] Это явление гораздо более масштабное, чем цифровизация – изменение бизнес-моделей компании приводит к корректировке ее целей и стратегических планов. Глобальная автоматизация бизнес-процессов позволяет сократить время их реализации, а также сэкономить финансовые и человеческие ресурсы, а значит, появляется возможность реализовать их распределение на достижение поставленных компанией целей – например, выход на новые рынки или направление освободившихся средств в резервные фонды.
Автоматизация стала фактором глобального значения. Она оказывает большое влияние на бизнес: на способы его организации и маркетинговые стратегии; на снабжение организации новыми ресурсами; а также на производственные и транспортные затраты или затраты, связанные с обработкой и хранением информации – в условиях цифровизации данные расходы многократно сокращаются. [3]
Исходя из вышеизложенного мы можем сказать, что цифровизация является актуальной задачей для бизнеса, и поэтому рассмотрим примеры внедрения и использования новых технологий в доставке.
Один из примеров успешной цифровизации интернет-магазинов – это всем известная транснациональная компания “Adidas”. Главный магазин данной организации в центре Москвы является местом, объединяющим два огромных склада: розничный и интернет-магазина.
Как это выглядит? Текущая цепочка выполнения заказа выглядит максимально понятно: [5]
- заказ «падает» в магазин;
- сотрудники магазина согласовывают его, собирают, упаковывают и затем либо отравляют клиенту уведомление о готовности заказа к выдаче, что происходит очень быстро – через час-два после оформления заказа; либо передают заказ курьеру для доставки товара клиенту в этот же день.
При этом важным преимуществом компании Adidas перед другими интернет-ритейлерами является то, что заказ могут доставить в любое время дня и ночи: магазин, склад и курьерская служба работают в режиме 24/7. Новый подход к работе позволил увеличить процент выкупа в интернет-магазине в среднем на 10%, а также разгрузить склад компании в городе Чехов – в связи с возросшей скоростью доставки заказов. В связи с тем, что заказы быстро обрабатываются и сразу после процесса обработки происходит отправка заказа в пункт назначения, на складе освобождается место для дальнейшей циркуляции товара.
Более того, центральный магазин также аккумулирует заказы еще 50 московских магазинов Adidas для транспортировки товара между этими магазинами в течение 90 минут в случае его отсутствия в одном из них. Данная услуга является очень удобной для покупателей. Кроме того, внутри магазина установлен «киоск для создания заказов», которым всегда можно воспользоваться для приобретения товара, эксклюзивно доступного в интернет-магазине. [5]
Также магазин оборудован множеством дополнительных сервисов для погружения покупателей в спортивную среду и комфортного взаимодействия с ними:
- зона бегового тестирования;
- экипировочный центр;
- бар здорового питания;
- корнеры с эксклюзивными лимитированными коллекциями для спорта и повседневной жизни и многое другое.
Однако какие шаги пришлось сделать компании для организации такого качества обслуживания? Для осуществления этих планов пришлось полностью пересмотреть многие IT системы, построить с нуля новые процессы в розничной торговле, изменить принцип работы логистики, по-новому выстроить работу с курьерами, переработать и адаптировать под новые условия существующие информационные системы, проработать новую маркетинговую стратегию.
Другим успешным примером реализации цифровых технологий “Lamoda”. Эта компания пошла по пути развития персонализации клиентского опыта, в том числе и в сфере доставки – не так давно при оформлении заказа в компании появилась возможность выбора различных вариантов курьерской доставки: с примеркой/без примерки, в определенный день и/или определенный интервал времени дня, вплоть до выбора доставки в течение часа или в течение 15 минут (см. рис. 1-3). При этом пользовательский интерфейс для взаимодействия с клиентами можно считать эргономичным в части скорости работы пользователя, количества человеческих ошибок и субъективной удовлетворенности пользователя. При этом пользовательский интерфейс цифрового сервиса нуждается в доработке в части скорости обучения пользователей [6].
Рис. 1. Демонстрация выбора интервала времени доставки при оформлении заказа.
Рис. 2. Демонстрация возможности выбора определенного часа доставки.
Рис. 3. Демонстрация возможности выбора интервала доставки с точностью до 15 мин.
Кроме того, Lamoda активно выстраивает партнерские отношения с различными транспортными компаниями. Например, с середины 2018 года Lamoda сотрудничает с компанией DPD, что позволило интернет-магазину доставлять заказы в пункты выдачи этой транспортной компании, а также доставлять заказы с помощью курьеров. В настоящее время DPD предоставляет получателям возможность забрать заказы более чем в 1800 пунктах выдачи в городах России. Среди партнеров DPD Pickup — и телеком-операторы, и сетевая розница, и постаматные компании. Поэтому покупатели Lamoda всегда могут выбрать самый удобный для них вариант доставки. [7] Одним из условий сотрудничества стала интеграция ИТ-систем двух компаний.
Внедрение сквозных технологий в компаниях Adidas и Lamoda привело к положительным результатам. Технологические инновации, которые достаточно быстро интегрируются в коммерческие предприятия, особенно в области доставок, ускоряют оборот средств в организации, позволяют сократить издержки, нарастить капитал. Таким образом, цифровизация положительно влияет на деятельность компаний и помогает им развиваться.
Список литературы
- Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы.
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду / М.В.Сафрончук // Экономика и управление: вопросы, решения. — 2018. — №2. — Т. 3. — С. 38-44.
- Оцифровка, цифровизация и цифровая трансформация: разбираем понятия // [Электронный ресурс]. URL: https://ecm-journal.ru/docs/Ocifrovka-cifrovizacija-i-cifrovaja-transformacija-razbiraem-ponjatija.aspx (дата обращения: 13.10.2019)
- Цифровизация ритейла или как Adidas доставляет кроссовки со скоростью доставки пиццы // [Электронный ресурс]. URL: https://abireg.ru/msk/newsitem/52304 (дата обращения: 10.2019)
- Попов А.А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах: учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. 312с.
- Компании DPD PickUp для Lamoda: заказы теперь можно забирать в пунктах партнерской сети DPD // [Электронный ресурс]. URL: https://customsforum.ru/news/company/dpd-pickup-dlya-lamoda-zakazy-teper-mozhno-zabirat-v-punktakh-partnerskoy-seti-dpd-549491.html (дата обращения: 15.10.2019)