ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

15 февраля 5:49
Главной задачей перед образованием федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит формирование у обучающихся умения учиться.  Для реализации этого требования важно сформировать у детей способность к самоконтролю и самооценке. Оценка – показатель результата обучения. Без нее нельзя построить эффективную учебно-познавательную деятельность.



Ребенок, который умеет учиться, должен уметь понимать и анализировать свои возможности; предлагать пути достижения цели; находить способы решения задач, поставленных перед ним. Он должен уметь определять границы своих знаний и умений. В основном, такие границы определяет учитель: он знает материал, который еще неизвестен детям и подбирает задания в рамках усвоенного. Младший школьник еще не стремится сам проводить границу своих знаний. Он еще не контролирует свои возможности и не старается принять решение о предъявлении своих знаний учителю для оценки. В этом и заключается проблема современной школы: не создаются условия для осуществимости и приобретения контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников.



Такие условия делятся на несколько этапов. В первом классе формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников осуществляется в один этап.



На первом этапе перед ребенком ставится задача – научиться соотносить свои выполненные действия с образцом. Необходимо научить выделять совпадения, сходства и различия. Также необходимо подобрать оптимальный образец для соотношения. Начинать работу следует с детального соотношения, постепенно переходя к менее детальному. Большое внимание на данном этапе следует уделить алгоритмизации действий. Алгоритм – это последовательность действий, которая направлена на выработку у обучающихся умения действовать четко по плану, осуществлять контроль своих действий, при этом проверяя себя. Например, на уроках обучения грамоте (письмо) в 1 классе, алгоритм может иметь следующую структуру:

  1. Вижу букву.
  2. Определяю, из скольки элементов она состоит.
  3. Называю элементы.
  4. Пишу в воздухе.
  5. Пишу букву под счет.
  6. Сравниваю с образцом.
  7. Выделяю ошибки.
  8. Пишу правильно.


Для оценивания своей работы можно предложить детям оценить себя на «волшебной линеечке», которая включает в себя 5 уровней: отличный, хороший, средний, низкий, очень низкий. Следует также определить критерии оценивания, которые дети выделяют сами. Оценивание может быть произведено по следующим критериям: правильность, аккуратность и т.д. Такое оценивание может разделиться на два вида:

  1. Когда оценка ученика предшествует оценке учителя. Расхождение оценок порождает обсуждение. Здесь могут быть выявлены ошибки при выделении критерий оценивания. Теперь необходимо понять, что критерии должны быть объективными, то есть не носили субъектный характер (например, не следует выделять такой критерий, как красота выполнения работы).
  2. Ребенок сам выбирает и представляет какую-то часть работы для оценивания. Такой выбор формирует ответственность к оценочному действию, способность видеть свои знания и не знания, определять свои потенциальные возможности и ограничения.


На уроках обучения грамоте (букварь) при изучении раздела «Звуковой анализ слова» рекомендуется работать по следующему алгоритму:

  1. Пишу модель слова.
  2. Делю слово на слоги.
  3. Выделяю звуки 1 (2,3…) слога.
  4. Ставлю ударение.
  5. Определяю звонкие и глухие согласные.
  6. Определяю твердые и мягкие согласные.
  7. Соотношу с образцом (образец предоставляется учителем).
  8. Вижу ошибки.
  9. Исправляю.


Оценивание на данном уроке можно произвести по каждому выполненному этапу. Например: 1. Выделяю этап, на котором я допустил ошибку. 2. Анализирую свои действия. 3. Определяю правильный ход действий. 4. Спрашиваю: почему я ошибся? 5. Определяю пути решения, при которых можно избежать ошибку. 6. Выполняю аналогичное задание.



На уроках математики при решении простых задач следует работать по алгоритму:

  1. Выделяю предмет задачи.
  2. Выделяю объект.
  3. Определяю, о каких величинах идет речь в задаче.
  4. Нахожу известные величины.
  5. Нахожу неизвестные величины.
  6. Составляю модель.
  7. Выделяю главный вопрос задачи.
  8. Нахожу пути решения.
  9. Выделяю величины, с которыми связан главный вопрос.
  10. Записываю решение.
  11. Проверяю решение задачи (составляю обратную задачу).


На этапе оценивания работа сравнивается с образцом. Отметить оценку можно при помощи «Светофора»: зеленый круг – умею, желтый круг – испытываю затруднения, красный круг – не умею.



К концу обучения в первом классе мы должны сформировать у обучающихся умение: сравнивать свои действия с образцом; оценивать свою работу по критериям, соотносить с оценкой учителя; предъявлять для оценивания свои достижения; выделять свои знания и не знания.



Итак, хороший результат требует эффективной работы на каждом уроке. Зная критерии оценивания, умея осуществлять контроль своих действий, ребенок сможет «безболезненно» перейти от «безотметочного» обучения к «отметочному».



 



Литература

  1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова — М., Издатель РассказовЪ, 2004. — 300 с.
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. — М.: Издатель РассказовЪ.,2002.-303с.
  3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: ПЦ «Эксперимент», — 2000. — 260 с.

Literature

  1. Vorontsov, A. B., Chudinov, E. V. Learning activities: introduction to the system of D. B. Elkonin, V. V. Davydov, M., Publisher Rasskazov, 2004. — 300 p.
  2. Vorontsov, the Pedagogical technology of control and evaluation of educational activities. — M.: Publisher Rasskazov., 2002.- 303s.
  3. Zuckerman G. the younger students learn how to learn? — Riga: PC «Experiment», — 2000. — 260 p.