К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕЧАНИЯ К СТ. 236 УК РФ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

29 сентября 12:56

1 апреля 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [1]. Согласно данному ФЗ претерпела изменения ст. 236 УК РФ, в результате чего была введена уголовная ответственность за нарушение специальных мер во время пандемии коронавируса.

Согласно изменениям, в диспозиция ч. 1 ст. 236 УК РФ была дополнена фразой «либо создавшее угрозу наступления таких последствий», а также ужесточено наказание:

штраф теперь составляет от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев (ранее штраф составлял до 80 тыс. руб. или в виде зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев);

лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности можно на срок от 1 года до 3 лет, в то время как ранее нижний предел такого срока не устанавливался;

обязательные работы, как и исправительные работы теперь по данной статье не подлежат назначению (ранее назначались до 360 часов и до 1 года соответственно);

предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет;

увеличен срок ограничения свободы до двух лет;

введен вид наказания – лишение свободы сроком до 2 лет.

В ч. 2 ст. 236 УК РФ была усилена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. За такое преступление ранее предусматривались обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Теперь исправительные работы не назначаются, введены штраф (в размере от 1 млн до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) и ограничение свободы (от 2 до 4 лет). А для таких видов наказаний как принудительные работы и лишение свободы установлены нижние пределы, и они будут назначаться на срок от 3 до 5 лет.

Но давайте проанализируем данную статью в новой редакции.

Основным непосредственным объектом данного деяния выступает социально-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое «состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности» [2]. Дополнительный объект — здоровье человека, факультативный — жизнь человека (ч. 2 и 3 ст. 236 УК РФ).

Согласно ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается не только посредством соблюдения гражданами санитарных правил, но и путем профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и др.

Объективная сторона состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, наступлении опасных последствии в виде массового заболевания или отравления людей, смерти одного или более двух лиц, а также причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями.

Нарушением санитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомыслия или небрежности.

Конечно, понятна реакция законодателя, только в период с 30 марта 2020 г. по 04 апреля 2020 г. количество заразившихся в нашей стране выросло с 1800 до почти 5 тыс. И при этом известно много случаев заражения граждан, которые не соблюдают режим самоизоляции (есть примеры в СМИ, социальных сетях и т.д.).

А теперь как статья будет работать на практике.

В статье говорится об уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по неосторожности повлекшее причинение общественно опасных последствий. Как известно, видами неосторожности являются легкомыслие и небрежность. При этом, согласно ч. 2 ст. 26 УК РФ «преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий» [3], ч. 3 ст. 26 УК РФ «преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия» [3] .

Какая возникает ситуация. Согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [4]: «настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации». То есть, не смотря на режим самоизоляции в нашей стране есть лица, которые обязаны ходить на работу, в следствие чего, они первые в зоне риска инфицирования.

Как известно, не все заразившиеся в нашей стране пребывали заграницей, на данный момент есть случаи заражения и внутри страны. Тогда как быть в ситуации, если лицо, обязанное ходить на работу, не знал и просто не мог знать о наличии у него инфекции, что в итоге привело к заражению других лиц. Тем более, как известно «Россияне смогут пройти анализ на выявление коронавируса в поликлиниках. Для этого нужно обратиться к врачу и получить у него направление на исследование. Речь идет о тех, кто посещал страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по заболеванию или контактировал с приехавшими оттуда людьми» [5]. А как быть другим гражданам? Как известно, жители г. Москва могут добровольно пройти тест на коронавирус, при этом, чтобы пройти анализ нужно заплатить в районе 2000 р., а если речь идет о семье, которая состоит из 4-5, а то и больше членов семьи, как быть им?

Далее. Несмотря на то, что в России до 30 апреля объявлены выходные дни с сохранением з/п, не все работающие граждане у нас задействованы в сферах государственных учреждений, очень много есть тех, кто работает на себя, и, следовательно, в результате данных мер лишился источника постоянного дохода.

Кроме того, с началом пандемии в нашей стране, мы столкнулись с ситуацией отсутствия масок в аптеках, их просто не продавали. Находчивые граждане воспользовались данной ситуацией, и стали продавать маски по очень завышенной цене, иногда превышающей 1000 р. Да что там говорить, на сегодняшний день не во всех медицинских учреждениях есть элементарные средства защиты, к примеру, в поликлиниках Адлерского района г. Сочи отсутствуют защитные маски. Чтобы выйти из ситуации, медперсонал сам для себя пошил такие маски. И о каких мерах безопасности здесь может идти речь, если их невозможно соблюдать.

Пойдем дальше, режим самоизоляции, объявленный Президентом в РФ до 6 апреля 2020 г., был продлен до 30 апреля 2020 г., т.е. апрель 2020 г. официально объявлен выходным месяцем. И опять же, з/п сохраняется только у лиц, обязанных по Указу Президента ходить на работу, и представителей государственных учреждений. А что делать остальным, особенно на фоне растущих цен в магазинах. В большинстве магазинов, как известно, цены на продукты первой необходимости, выросли как минимум на 30 %, а что будет дальше. Конечно же лица, оставшиеся без средств к существованию, будут нарушать объявленный режим, чтобы прокормить себя и свою семью.

Перечисленные ситуации подходят под институт смягчающих наказание обстоятельств, например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.

Не оспаривая решение законодателя, тем более изменения в статью УК РФ уже внесены, считаем необходимым сделать некоторые послабления в уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ путем введения специального примечания к статье, освобождающее от уголовной ответственности за совершение данного преступления, где необходимо предусмотреть все описанные выше ситуации, чтобы лиц освобождать на первоначальном этапе, т.е. от уголовной ответственности, а не наказания.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 03.04.2020. № 72.
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14. Ст. 1650.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета. 25.06.1996. № 118.
  4. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Электронный ресурс. Режим доступа: https://360tv.ru/news/obschestvo/rossijane-smogut-proveritsja/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 04.11.2020 г.)