На сегодняшний день деятельность подавляющего большинства компаний в России и мире связана с закупками, поставками и хранением товаров и оборудования. Логистика является неотъемлемой частью бизнеса, физически его обеспечивая. Логистические расходы напрямую влияют на общие затраты участников бизнеса. Конечная стоимость товара включает в себя все логистические издержки, доля которых в себестоимости может доходить до 90% — для товаров с невысокой начальной стоимостью, но требующих особых условий при перевозке (например – уголь). Таким образом, оптимизация логистических расходов положительно влияет на результаты любой коммерческой деятельности.
Управление запасами является одной из основных статей логистического комплекса, и именно управление запасами позволяет наиболее эффективно оптимизировать издержки предприятия без внедрения принципиально новых методов и без использования большого количества дополнительных ресурсов.
Главной проблемой управления запасами является удержание такого уровня запаса, который бы не провоцировал ни недостачу, ни избыток товара. Регулярно необходимо отвечать на вопрос: стоит ли снижать уровень запасов, чтобы высвободить капитал для других прибыльных целей, рискуя при этом остаться без товара на складе при высоком спросе, или стоит значительно увеличить запасы с расчётом продать больше, но с риском распродавать его остатки с существенными скидками в конце сезона. Слишком большое количество запасов приводит к уценке и заморозке части капитала, из которого можно было бы извлечь прибыль с помощью других инструментов, а недостаточное количество — к потере продаж и сокращению доли рынка.
Рассмотрим понятие «правильного уровня запаса» на примере розничных сетей. «Правильный запас» — это сумма того количества товара, которое необходимо для визуальной привлекательности полки с товаром и того количества, которое вы рассчитываете продать до следующей поставки товара в магазин. Для большинства розничных сетей «демонстрационный запас» является частью выставленного на полках товара к продаже, не выделяясь в отдельную категорию, но в некоторых случаях товар нуждается в представлении на отдельной «демонстрационной» витрине для того, чтобы его заметили в первую очередь (зависит от маркетинговой стратегии). В таких случаях им требуется управлять отдельно.
В данной статье будет рассмотрен пример, в котором демонстрационный запас не выделяется отдельно и продаётся вместе с основной массой товара.
Идеальная стратегия состоит в том, чтобы минимизировать запасы при сохранении уровня сервиса (возможности удовлетворять спрос клиента): стремиться свести запасы к минимальному уровню, но при этом поддерживать достаточное количество товара в наличии, чтобы иметь возможность воспользоваться любым внезапным увеличением спроса.
Задача поддержки правильного уровня запаса сводится к определению количества товара, который вы с наибольшей вероятностью продадите до следующей поставки в магазин. Задачу усложняет тот факт, что, если речь не идёт о производстве/закупке товара по предварительным заказам, спрогнозировать уровень реализации со 100% точностью практически невозможно. «Правильный уровень запаса», следовательно, в лучшем случае является оценкой или интервалом со средним значением, а также верхней и нижней границами, основанными на отклонениях от среднего значения.
Рисунок 1. График динамики запасов в классической модели.
На рисунке 1 показана типичная «пилообразная диаграмма» для одной SKU (единица хранения запасов, артикул), показывающая, как запас изменяется со временем, когда товары продаются и заказываются. По графику видно, что этот товар продается и поставляется очень равномерно: это отражено с помощью прямых линий периодического снижения запаса с одинаковым углом наклона и равномерно распределённых по временной оси вертикальных линий (поставка товара). Горизонтальная линия обозначает уровень минимального или страхового запаса.
Минимальный запас или точка повторного заказа (Safety stock) – это неснижаемый уровень запаса товара, необходимый для страховки от недостачи товара по причине волатильности продаж. Минимальный запас всегда должен учитывать среднюю величину продаж, их волатильность и время выполнения заказа. Он также должен учитывать другие ограничения, такие как размеры упаковок и минимальный объем заказа – параметры, обусловленные требованиям поставщика или логистического оператора.
Упрощённая формула расчёта минимального запаса:
где СКО – среднеквадратическое отклонение продаж от средних продаж за определённое кол-во периодов (зависит от специфики товара), чаще всего СКО считают по неделям за период не менее 10 недель;
k — коэффициент, отражающий ожидаемый уровень сервиса: чем более высокий уровень сервиса необходимо обеспечить клиенту, тем выше должен быть минимальный запас;
RLT (Replenishment lead time) — Срок поставки товара (с момента заказа), выраженный в неделях.
Минимальный запас играет важную роль при расчёте оптимального количества к заказу. При условии состоятельного прогноза, оптимальное количество к заказу рассчитывается по формуле:
где FCST – Прогноз продаж на период до следующей поставки (в упрощённом виде = средние продажи * RLT);
ТС – Запас (текущий сток);
RAD (Remainder Awaiting Delivery) – товары в пути, т.е. товар, который уже заказан, но ещё не поставлен.
Как отмечается в работе проф. В.И. Сергеева [2], риски создания и поддержания запасов включают в себя:
— риски, связанные с ошибками в управлении запасами, а именно: риск появления дефицита, риск повышения уровня запаса и образования неликвидов;
— риски, связанные с содержанием запасов, а именно: риск порчи, риск потери, риск морального старения материальных ценностей, риск кражи.
Последствия реализации этих рисков можно условно поделить на 2 группы: недостача товара на складе и затаривание склада излишними запасами.
Мы говорим, что бизнесу не хватает товара в запасе, когда существует вероятность того, что спрос клиента бизнеса не будет удовлетворен. Это происходит, когда точка повторного заказа (минимальный запас, триггер к заказу) слишком низкая, либо время выполнения заказа слишком велико, или когда продажи неожиданно превышают расчёты.
Обратная ситуация называется затовариванием. Поскольку заказы всегда размещаются до точки повторного заказа, любой запас, превышающий то, что находится «под рукой» плюс то, что находится «в пути», называется «избыточным запасом».
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль. Оптимизация процесса заказов положительно влияет на бизнес-результат любой организации.
Использованные источники:
- Bukan, Je. Kenigsberg. Nauchnoe upravlenie zapasami. Per. s angl. E. G. Kovalenko, pod red. B.V. Gnedenko. – M., Nauka, 1967. – 423 p.
- Еkonomicheskie osnovy logistiki: uchebnik / N.K. Moiseeva; pod red. d.je.n., prof. V.I. Sergeeva. — M.: INFRA-M, 2019.— 528 p.
- Colin Peacock (10.05.2019). What to Do about OOS in Retail [Электронный ресурс]. URL: https://losspreventionmedia.com/what-to-do-about-oos-in-retail/ (дата обращения: 26.11.2019)
- Understock & Overstock Explained (8.10.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://retailisation.com/2019/10/08/understock-overstock-explained/ (дата обращения 19.11.2019)