Правовое регулирование криптовалют и цифровых прав в Российской Федерации

20 декабря 9:21

В настоящее время, криптовалюты в России используются различными способами, в том числе в качестве оплаты товаров или услуг, или в качестве инструмента, схожего с ценными бумагами[1]. Учитывая отсутствие законов, которые бы непосредственно регулировали оборот криптовалют, и в целом непрозрачный характер операций с ними, у российских властей сложилось негативное отношение к их использованию. Тем не менее, российские законодатели продолжают работать над набором законов, которые урегулировали бы оборот криптовалют и прочих цифровых прав.

В законе не закреплено юридическое определение криптовалюты. Напротив, есть законы, которые можно рассматривать, как запрет использования и оборота криптовалют в России. Например, согласно Конституции РФ, рубль – единственное   платежное средство в России[2]. Далее, в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации, рубль является единственной национальной валютой, и введение других валют или выпуск денежных суррогатов на российском рынке запрещены[3]. Криптовалюты подходят под определение «денежных суррогатов»[4].

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, который предлагает определить такие понятия как «токен», «криптовалюта», а также обобщающее определение «цифровые финансовые активы»[5].

В предлагаемом определении, криптовалюта является видом цифрового финансового актива, создаваемого и учитываемого в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

В свою очередь, цифровым финансовым активом является имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен.

При этом, отмечается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

В настоящее время не существует специального регулирования криптовалют, а их использование в России находится вне правового поля, как следствие это ведет к различного рода злоупотреблениям со стороны субъектов экономической деятельности.

Согласно законопроекту, цифровые активы могут быть обменены только на традиционные валюты (рубли или иностранную валюту) через так называемых «Операторов обмена цифровых финансовых активов». Ими могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.  № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Кроме того, законопроекты предлагается ввести правила выпуска и размещения токенов, вида цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций.

Во-первых, эмитент токенов распространяет через Интернет инвестиционный меморандум («Белая книга»), содержащий публичную оферту к покупке токенов и других документов, которые может определить сам эмитент.

Далее, как только инвестиционный меморандум и другие документы становятся публичными, эмитент может продавать токены инвесторам, в том числе при помощи смарт-контрактов.

Инвестиционный меморандум должен содержать информацию об акционерах эмитента, цели эмиссии токенов, планируемое использование выручки (например, она должна содержать бизнес план для всех финансируемых проектов), а также описание прав, связанных с токенами. Публичная оферта должна содержать информацию об эмитенте, цене покупки (а также способе покупки), правила ведения реестра операций с токенами, порядок открытия и ведения цифровых кошельков. По существу, предлагаемые правила аналогичны действующим правилам эмиссии и размещения ценных бумаг в России.

Согласно законопроекту, владение криптовалютами не будет никак ограничено, и будет основываться на том, что человек имеет доступ к «цифровому праву», записанному в децентрализованной информационной системе.

Цифровыми правами, в соответствии с ГК РФ, признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам[6].

Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.

Законопроект также ограничит инвестиции физических лиц, которые не считаются «квалифицированными» инвесторами в соответствии с российским законодательством о ценных бумагах.

Квалифицированными инвесторами считаются лица имеющие достаточный капитал опыт работы на инвестиционном рынке и включают в себя так называемых профессиональных участников рынок ценных бумаг, таких как брокерско-дилерские, клиринговые организации, банки и другие финансовые организации. учреждения, инвестиционные фонды ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных и пенсионных фондов фонды, негосударственные пенсионные фонды, Банк России и иные лица, которые считаются или могут быть квалифицированы как “квалифицированный инвестор » в соответствии с законами о ценных бумагах[7]. К ним могут относятся физические лица, соответствующие определенным критериям отбора, установленным законодательством о ценных бумагах. Лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, не смогут инвестировать сверх определенных пороговых значений, которые будут дополнительно определены Банком России.

В настоящее время действуют аналогичные правила для неквалифицированных инвесторов, инвестирующих через фондовые биржи и иным образом в ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Законопроект не содержит конкретных лицензионных требований, предъявляемых к держателям криптовалют.

В декабре 2017 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации издало Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера[8]. Примечательно, что в этих рекомендациях Министерство труда проинформировало о том, что государственные и общественные служащие не обязаны раскрывать информацию о праве собственности на «виртуальные валюты», в отличие от достаточно жестких отчетных обязательств по отношению к другим активам, а также средствам на банковских счетах. Другими словами, эти рекомендации предполагают, что виртуальные валюты не являются собственностью и не несут какой-либо ценности.

Однако в других сферах криптовалюта рассматривается не как средство платежа, а как собственность. Например, российские суды уже сталкиваются с непростыми вопросами, касающимися правовой природы криптовалюты и возможностью удовлетворения с ее помощью требований кредиторов. Согласно постановлению девятого арбитражного апелляционного суда, понятие «Иное имущество», установленное ГК РФ может быть истолковано как включающее в себя криптовалюту[9]. Следовательно, криптовалюта должна быть включена в конкурсную массу должника наряду с другими активами. Суд обязал должника раскрыть и передать арбитражному управляющему свой пароль от криптокошелька.

В итоге, в данный момент у криптовалюты и цифровых прав, есть две важные особенности, не позволяющие им до конца войти в гражданский оборот:

1) владелец кошелька на котором хранятся криптовалюты не раскрывается третьим лицам;

2) владение криптовалютой не подтверждается ни сертификатом, ни записью в реестре, ни каким-либо иным документом.

Получается правовая неопределенность, наследники не могут наследовать криптовалюту, кредиторы не могут обратить на нее взыскание, утеря закрытого и открытого ключа ведет к потере актива.

Поэтому необходимо как можно скорее сформировать нормативную базу, которая бы позволила отнести криптовалюту к имуществу физического лица. Необходимо, что бы закрытый и открытый ключи от кошелька имели свое воплощение в материальном носителе, что бы владелец кошелька мог хранить и передавать цифровые права, наследники могли их наследовать, судебный пристав исполнитель мог их арестовать.

Не смотря на то, что в данный момент ведется активная работа по введению таких понятий как «токен», «цифровой финансовый актив», «реестр цифровых транзакций», «майнинг» и прочее, в случае их официально закрепления и появления в гражданском обороте, останется еще множество вопросов, в наследственном праве, в законе об исполнительном производстве, законе о ценных бумагах, и других нормативных актах, которые предстоит разрешить, как законодателю, так и судам, которые на деле будут применять данные нормы права.

 

Литература (Использованные источники):

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020);
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019);
  4. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020);
  5. «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год)» URL: https://rosmintrud.ru/ministry/anticorruption/Methods/archive/12 (Дата обращения 17.01.2020);
  6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 N 09АП-16416/2018 по делу N А40-124668/2017;
  7. Эскиндаров М. А., Абрамова М. А., Масленников В. В., Амосова Н. А., Варнавский А. В., Дубова С. Е., ЗвоноваЕ. А., Криворучко С. В., Лопатин В. А., Пищик В. Я., Рудакова О. С., Ручкина Г. Ф., Славин Б. Б., ФедотоваМ. А. Направления развития финтеха в России: экспертное мнение Финансового университета. Мир новой экономики. 2018;12(2):6–23. DOI: 10.26794/2220–6469–2018–12–2–6–23;
  8. Омельченко Е. Ю. Конфликт интересов при использовании криптовалют: реалии современности, учет и контроль. Транспортное дело России. 2017;
  9. Вахрушев Д. С., Железов О. В. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления. Интернет-журнал Науковедение. 2014:(5):156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomikiproblemy-teoreticheskogo-osmysleniya (дата обращения: 17.01.2020).

 

Literature (used sources):

  1. «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ);
  2. Federal’nyj zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ (red. ot 27.12.2019) «O Central’nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.01.2020);
  3. «Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja)» ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 16.12.2019);
  4. Federal’nyj zakon ot 22.04.1996 N 39-FZ (red. ot 27.12.2019) «O rynke cennyh bumag» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2020);
  5. «Metodicheskie rekomendacii po voprosam predstavlenija svedenij o dohodah, rashodah, ob imushhestve i objazatel’stvah imushhestvennogo haraktera i zapolnenija sootvetstvujushhej formy spravki v 2018 godu (za otchetnyj 2017 god)» URL: https://rosmintrud.ru/ministry/anticorruption/Methods/archive/12 (Data obrashhenija 17.01.2020);
  6. Postanovlenie Devjatogo arbitrazhnogo apelljacionnogo suda ot 15.05.2018 N 09AP-16416/2018 po delu N A40-124668/2017;
  7. Jeskindarov M. A., Abramova M. A., Maslennikov V. V., Amosova N. A., Varnavskij A. V., Dubova S. E., ZvonovaE. A., Krivoruchko S. V., Lopatin V. A., Pishhik V. Ja., Rudakova O. S., Ruchkina G. F., Slavin B. B., FedotovaM. A. Napravlenija razvitija finteha v Rossii: jekspertnoe mnenie Finansovogo universiteta. Mir novoj jekonomiki. 2018;12(2):6–23. DOI: 10.26794/2220–6469–2018–12–2–6–23;
  8. Omel’chenko E. Ju. Konflikt interesov pri ispol’zovanii kriptovaljut: realii sovremennosti, uchet i kontrol’. Transportnoe delo Rossii. 2017;
  9. Vahrushev D. S., Zhelezov O. V. Kriptovaljuta kak fenomen sovremennoj informacionnoj jekonomiki: problemy teoreticheskogo osmyslenija. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014:(5):156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomikiproblemy-teoreticheskogo-osmysleniya (data obrashhenija: 17.01.2020).

 

[1] Минфин подготовил закон об официальном запрете биткоинов URL: https://iz.ru/news/607066 (дата обращения 17.01.2020)

[2] ст. 75 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

[3]  ст. 27 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020)

[4] Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения 17.01.2020)

 [5]Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (Дата обращения 17.12.2020)

[6] ст. 141.1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(ред. от 16.12.2019)

[7] ст. 51.2 Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

[8] «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год)» URL: https://rosmintrud.ru/ministry/anticorruption/Methods/archive/12 (Дата обращения 17.01.2020)

[9] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 N 09АП-16416/2018 по делу N А40-124668/2017 Требование о разрешении разногласий между финансовым управляющим и гражданином-должником удовлетворено, поскольку все имущество должника представляет собой конкурсную массу, которая подлежит формированию арбитражным управляющим; оснований для отказа в разрешении разногласий не имеется.