Расчет ракетных двигателей твердого топлива с соплом Лаваля

22 мая 11:42

Введение

         Важным
процессом разработки ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) и любых
двигательных установок (ДУ) — является математическое моделирование рабочих
процессов, происходящих внутри него. Разработка простых математических моделей
является перспективным направлением научных работ, т.к. позволяет существенно
повысить скорость работ и снизить их стоимость на начальном этапе
проектирования.

В
рамках проведенной работы была реализована математическая модель расчета внутрибаллистических
характеристик ракетного двигателя на твердом топливе, а также методика
построения профилированного сопла. Методика расчета внутрибаллистических
характеристик также может применяться в комбинированных ракетных двигателях на
твердом топливе (КРПД-Т) при расчете маршевого газогенератора.

Рисунок 1

Расчет
внутрибаллистических характеристик РДТТ

         На
этапе проектирования, при термодинамических расчетах прибегают к модели
равновесного состояния продуктов сгорания. При наличии конденсированных фаз в
продуктах сгорания топлива поток условно рассматривается как газ, подчиняющийся
уравнению состояния идеального газа (1) с введением поправки в газовую
постоянную (2).

                        (1)

,            (2)

где z
— массовая доля всех конденсированных фаз.

Система
уравнений внутренней баллистики для камеры сгорания газогенератора:

                         (3)

           (4)

                              (5)

                                   (6)

 

где,
  (3) — уравнение баланса массы,

         (4)
— уравнение баланса энергии,

         (5)
— уравнение изменения свободного объема,

         (6)
— изменение свода горения.

Используя
уравнение состояния идеального газа (1) найдем массу продуктов сгорания в
камере газогенератора.

 

 

                 (7)
— газоприход с поверхности заряда;

            (8) —
расход продуктов сгорания через сопло;

                         (9)
— внутренняя энергия продуктов сгорания;

                          (10)
— энтальпия продуктов сгорания;

                       (11)
— энтальпия маршевого топлива.

Подставляя
эти выражения в уравнения (3), (4), (5) и (6) получим систему дифференциальных
уравнений:

               (12)

 

               (13)
— комплекс-функция
A(γ)

                              (14)
— закон горения твердого топлива

 (15) —
коэффициент в законе горения

Зависимости
термодинамических характеристик продуктов сгорания твердого топлива 
, ,  находятся в
результате термодинамического расчета равновесного состояния.

Система
дифференциальных уравнений (12) имеет 4 начальных условия. Для определения
первого
 запишем уравнение
баланса массы (3) для стационарного процесса в начальный момент времени,
производная по времени равна нулю, поэтому:

          (16)

Из
полученного уравнения не удается явно выразить
, т.к. R,
T и γ сами являются функциями давления, но решение может быть
найдено численно.

Остальные
начальные условия свода горения, начального свободного объема и температуры
имеют вид:

             (17)

Результаты
численного решения системы дифференциальных уравнений (12) представлен на
рисунках 2 и 3. Решение получено методом Эйлера, реализованным в среде
MatLAB.

Рисунок 2

Рисунок 3

 

Результаты
внутрибаллистического расчета ракетного двигателя твердого топлива используются
далее для моделирования оптимального профиля сопла в заданных геометрических
ограничениях.

 

 

Моделирование
оптимального профиля сопла Лаваля

Геометрическими
ограничениями являются:

длина
сопла —
l

радиус
среза —
R1

критический
радиус —
Rкр

Моделирование
профиля сопла состоит из трех участков (рис. 4):

1-2:
профиль сверхзвуковой части сопла

4-3:
дозвуковая часть

3-1:
переход с критики

3:
критическое сечение

1:
начало профилирования сопла

Рисунок 4

Переход
дозвуковой части на критическое сечение и с критического сечения на профиль
сверхзвуковой части сопла строится окружностями, центры которых лежат на одной
линии в плоскости критики (точка 3). На участке 3-1 радиус скругления берется
из отношения
, а на участке 4-3
из  
.

Координаты
точки 1 высчитываются из уравнений:

        (18)

Углы
наклона касательной к параболе
θ
берутся из графика (рис. 5)

Рисунок 5

Длина
профилированного сопла берется как часть длины эквивалентного конического сопла
с полууглом раструба = 15о. Длина эквивалентного конического сопла
считается по формуле:

                (19)

Сама
профилированная часть сопла представляет собой параболу и строится по формуле:

               (20)

Коэффициенты
для построения параболы:

          (21)

 

Профилирование
сопла реализовано в среде
MatLab,
представлен пример работы программы (рис. 6):

Рисунок
6

Сопло
построенное по результатам работы программы (рис. 7):

Рисунок 7

Таким
образом, представленная методика расчета ракетного двигателя твердого топлива и
проектирования оптимальной геометрии профилированного сопла позволяет
определить:


внутрибаллистические характеристики двигателя;


координаты точек обвода сопла.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    
«РПД на твердых и пастообразных топливах»
— Сорокин В.А., Яновский Л.С., Козлов В.А., Москва ФИЗМАТЛИТ 2010г.

2.    
«Интегральные ПВРД на твердых топливах» — Александров
В.Н., Быцкевич В.М., Верхоломов В.К., Москва ИКЦ «АКАДЕМКНИГА» 2006г.

3.    
 «Течения газа в соплах» — Пирумов У.Г.,
Росляков Г.С., Издательство Московского университета 1978г.

4.    
«Recent
developments in rocket nozzle configurations» — RAO G.V.R., National
engineering science Co. Pasadena, Calif.

5.    
«Rocket
Propulsion Elements» — George P. Sutton, A Wiley-Interscience Publication, 2001