Двадцать первый век принято считать веком появления новых компьютерных технологий и научных открытий в IT-сфере. С момента появления информационных технологий возросло количество людей не только владеющих компьютером, но и использующих его во вред обществу. Вследствие этого одну из серьезных угроз для современного общества и национальной безопасности стала представлять киберпреступность – преступность, совершаемая с помощью электронных устройств, в так называемом виртуальном пространстве (киберпространстве). В 2017 году в докладе Правительству Российской Федерации генеральный прокурор Ю. Чайка отметил резкий рост киберпреступности и малый процент раскрытия преступлений, совершаемых с помощью использования IT-технологий [1].
Компьютерная преступность негативно влияет на развитие информационных отношений и причиняет огромный ущерб гражданам, организациям и государству. Ежедневно люди попадаются в сети мошенников, становятся жертвами краж персональных данных, возрастает активность экстремистских, террористических сообществ, распространяются вредоносные программы, материалы порнографического характера и т.п.
Для совершения преступлений данной категории необходимо иметь не только определенные знания и навыки, но и возможность их использовать и совершенствовать, и при всем этом наблюдать за развитием информационных технологий. Такие возможности по большей части есть у жителей крупных и средних городов, столиц регионов России, там, где претворяются в жизнь последние достижения научно-технического прогресса. Рассматриваемые преступления совершаются в крупных, развитых городах страны.
Значительным фактором психологического характера, свойственным киберпространству, является возможность поддержания абсолютной анонимности пользователя устройства. Несомненно, что анонимность дает возможность человеку беспрепятственно совершать аморальные поступки. Благодаря анонимности киберпространство становится «параллельным» нашей обычной жизни.
Совершение киберпреступлений не предполагает перемещений или активных физических действий. Преступник, реализуя свой умысел, находится дома или в ином месте, которое ему комфортно, знакомо, с доступом в Интернет. Вследствие этого киберпреступники незначительно ощущают боязнь, страх быть задержанным, чувствуют себя уверенно во время совершения преступления.
Изучение личности киберпреступника является актуальным ввиду значительной компьютеризации общественных отношений. Ведущие позиции в системе ценностей киберпреступников занимают эгоистические ориентации: личная материальная обеспеченность, свободное выражение своего «я» [2]. Однако некоторые киберпреступники характеризуются клановыми, групповыми эгоистическим ориентациями. Так, беспрепятственное совершение компьютерных преступлений, доступность компьютерных технологий с неразделяемым использованием компьютерной информации влечет за собой объединение «хакеров» в преступные группировки [3].
Характеризуя личность преступника в сфере компьютерной информации, следует отметить, что основными мотивами киберпреступников выступают развлечение, месть, вандализм, получение материальной выгоды, корысть, самоутверждение, а также стремление добиться расположения кого-либо к себе [4]. Российский ученый-криминалист в области Цифровой криминалистики В.Б. Вехов называет самые распространенный мотивы совершения киберпреступлений: а) корысть – 66 %; б) политические цели – 17 %; в) экспериментальный интерес – 7 %; г) хулиганство и озорство – 5 %; д) месть – 5 [5]. Данный перечень необходимо дополнить игровым мотивом, который, по мнению криминологов, является одним из основных мотивов преступного поведения.
В общественной структуре такие правонарушители относятся к группе работников сферы информационных технологий (59,3 %). Как правило, они имеют престижную работу, возможности карьерного роста, им не приходится сводить концы с концами. Однако, эти люди осознанно встают на путь преступности, от которой несут убытки беднейшие слои населения. Безработные и учащиеся (школьники, студенты) также совершают компьютерные преступления, однако их доля, в отличие от работников технической сферы ниже – 28,3 и 11,4 % соответственно.
Образовательный уровень также является немаловажным в характеристике личности киберпреступника. Их уровень образования достаточно высок – большая часть из них с высшим, неоконченным высшим, средним специальным образованием. Сравнительно с другими категориями преступников, такой высокий уровень образования объясняется необходимостью владения специальными знаниями, определенной квалификацией в области информационных технологий, программирования.
Большинство преступлений в сфере информационных технологий совершаются лицами мужского пола. Стремительно возрастает и доля женщин некоторых профессий (секретарь, бухгалтер, делопроизводитель и т.д.). Что касается возраста киберпреступников, наблюдается преобладание среди них молодого поколения. Это объясняется меньшей «компьютеризацией» старшего поколения, а также тем, что навыки владения компьютером вырабатываются в дошкольном, юном возрасте. Наиболее криминально активными считаются лица в возрасте от 16 до 25 лет и от 26 до 35 лет. В возрасте от 16 до 17 лет совершается большая часть сетевых преступлений, ведь именно в этом возрасте возникает потребность в утверждении себя как личности, самоопределении, а также получении максимального количества материальных благ, не имея реальной возможности добиться этого.
Проведенные исследования показали, что зачастую компьютерные преступники имеют психические заболевания. Так, у них выявляются расстройства аутистического спектра (например, синдром Аспергера), характеризующиеся нарушением нервного развития, социального взаимодействия, неравномерным интеллектуальным развитием, умственной отсталостью, стереотипным набором интересов и занятий [6].
Рассматриваемых правонарушителей отличает то, что они являются многоэпизодными преступниками и ранее не привлекались к уголовной ответственности. Как правило, в ходе следствия киберпреступник признает свою вину, раскаивается, делает попытки устранения ущерба, содействует расследованию преступления [7].
В заключение следует сказать, что борьба с киберпрестпуностью требует мультидисциплинарного подхода, в котором не последнее место занимает юридическая психология. Создание успешной системы противодействия киберпреступлениям требует активацию исследований психологии киберпреступников и подготовки кадров в соответствующем направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- Российская газета — Федеральный выпуск № 190(7356) от 25 августа 2017 г.
- Долгова А.И. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М. С. 292.
- К.Н. Евдокимов. Особенности личности преступника, совершающего неправомерный доступ к компьютерной информации (на примере Иркутской области) // Сибирский юридический вестник. 2011. №11. С. 86-90.
- СудареваЛ.А. Понятие компьютерной преступности и проблема уголовно-правовой ответственности лиц, допускающих незаконное проникновение в информационные сети // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Ч. 1. М., 2003. С. 20.
- Компьютерныепреступления. Способы совершения. Методики расследования / Вехов В.Б. — М.: Право и Закон, 1996. С. 141.
- Головинов О. Н., Погорелое А. В. Киберпреступность в современной экономике: состояние и тенденции развития // Вопросы инновационной экономики. 2016.Т. 6. Вып. 1. С. 81.
- Карпова Д. Н. Киберпреступность: глобальная проблема и ее решение // Власть. 2014. № 8. С. 7.