В систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, входят правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел (ОВД) РФ. Первоочередной их задачей является именно защита прав и свобод человека и гражданина.
Обязанность по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, таким или иным образом посягающих на жизнь, здоровье, собственность личности и иные блага, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина, возложена ОВД, также, как и ежедневная охрана общественного порядка, которая создает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствует реализации ими права на труд, отдых, права на свободу передвижения[1] и т.д. На ОВД также возложен целый ряд функций по обеспечению реализации отдельных прав личности (например, регистрация граждан по месту жительства, регистрация автомототранспорта, выдача лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и т.д.).
Главное в деятельности ОВД — будучи правоохранительными органами не допускать нарушения прав и свобод человека и гражданина.[2].
Первым фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности ОВД – это законодательная база.
Один из факторов также является очень важным – кадровый состав сотрудников. Так, существуют критерии по отбору сотрудников в ОВД[3], прописанны морально-этические качества (например, смелость, решительность, уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, соблюдение норм общественной морали и т.д.)
Эффективность работы органов внутренних дел напрямую связана с уровнем развития государства и уровнем жизни в нем. Для того, чтоб каждый сотрудник вел себя в соответствии с обозначенными для сотрудников требованиями, этические нормы его поведения и его личные убеждения непременно должны соответствовать требованиям закона.
Природой деятельности правоохранительных органов является именно защита общественного порядка, а метод, каким эта деятельность осуществляется, оказывает непосредственное влияние на качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом[4]. Подчеркивая важность задачи, стоящей перед сотрудниками правоохранительных органов, многие правоведы подчеркивают на недопустимость потенциальной возможности злоупотребления властью при выполнении своих обязанностей. Это по сути вопрос государственной идеологии, законодательного ее закрепления и внедрения посредством воспитания, образования, пропаганды и внутреннего контроля сотрудников ОВД.
Говоря об ОВД в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, мы говорим не только о правовой основе их деятельности, но и о эффективности их деятельности и о внутреннем и внешнем контроле.
Западные страны уделяют большое внимание социальному обеспечению. Так, к примеру, рассмотрев данные, представленные исследовательским центром GALLUP, при опросе граждан в разных странах отношении безопасности ночью в месте проживания чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь ночью в одиночку в Дании – 83%, в то время как в России -31% [5]
Органы внутренних дел в целом и полиция как орган правопорядка имеют большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.
Органы внутренних дел – это единая система органов исполнительной власти федерального уровня, призванная защищать гражданские и человеческие свободы и права людей посредством реализации функции обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на территории страны[6].
Данные органы призваны осуществлять следующие функции:
- во-первых, осуществлять защиту здоровья, жизни, человеческих прав и свобод российского народа;
- во-вторых, противодействовать преступности;
- в-третьих, обеспечивать охрану общественного порядка;
- в-четвертых, охранять права собственности;
- в-пятых, обеспечивать общественную безопасность.
Цель функционирования органов внутренних дел состоит в осуществлении защиты государства, общества и отдельного гражданина от преступных и прочих противоправных посягательств.
В основе функционирования органов внутренних дел находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:
- принцип законности, подразумевающий, что основу функционирования и единственную возможную базу деятельности органов внутренних дел составляет законодательство;
- принцип уважения человеческих прав и свобод, а также их соблюдения, подразумевающий понимание этих прав и свобод как высшей ценности государства;
- принцип гуманизма, подразумевающий понимание значимости жизни человека как важной ценности государства;
- принцип гласности, подразумевающий открытость действий органов внутренних дел перед населением страны;
- принцип подконтрольности, подразумевающий ответственность органов внутренних дел перед населением страны, а также перед органами государственного управления за свои действия[7].
Органы внутренних дел призваны поддерживать общественный порядок на территории государства, обеспечивая возможность для нормального развития общества и соблюдение законности на территории российского государства. Органы внутренних дел не вмешиваются в осуществлении государственного управления, а скорее создают условия для его осуществления.
Органы внутренних дел занимают существенное место в системе государственного регулирования. Сфера интересов данных органов в системе государственного управления выходит за пределы дипломатических, военных, внешнеэкономических, транспортных отношений.
Перестройка общественного строя в России, а также необходимость совершенствования системы органов внутренних дел обусловили непрерывную трансформацию этой системы, завершившуюся преобразованием милиции в полицию. Эта реформа была призвана улучшить работу органов внутренних дел, исключить из сферы деятельности несвойственные ей функции, усовершенствовать обеспечение защиты граждан, общества и страны от преступных посягательств. Реформа подразумевала проведение изменений, учитывающих современные политические процессы, тенденции, явления.
Реформирование органов внутренних дел призвано создать профессиональную полицию, функционирование которой будет в полной мере отвечать потребностям современного российского общества.
Органы внутренних дел в системе государственного управления призваны осуществлять деятельность в разрезе следующих направлений:
- обеспечивать защиту граждан, государства и общества в целом от посягательств противоправного характера;
- осуществлять розыск лиц;
- предупреждать и пресекать преступления и правонарушения административного характера;
- выявлять и раскрывать преступления, производить дознание в рамках уголовных дел;
- осуществлять производство в рамках дел о правонарушениях административного характера, осуществлять исполнение наказаний административного характера;
- обеспечивать правопорядок в общественных местах;
- обеспечивать безопасность на дорогах;
- защищать свидетелей, потерпевших, прочих участников уголовных дел, прокуроров, судей, должностных лиц органов правопорядка;
- осуществлять деятельность экспертно-криминалистического характера.
Органы внутренних дел в системе государственного управления в лице полиции выполняют ряд следующих обязанностей:
- принятие и регистрация сообщений и заявлений относительно преступлений, правонарушений, происшествий; выдача уведомлений о их принятии; осуществление их проверки; рассмотрение заявлений и сообщений, информирование о ходе такого рассмотрения заявителей; передача заявлений лицам, ответственным за разрешение таких ситуаций;
- незамедлительное прибытие на место преступления, правонарушения, происшествия, пресечение деяний противоправного характера, устранение угроз безопасности граждан и общества, документирование обстоятельств осуществления преступных действий, обеспечение сохранности улик;
- оказание первой помощи пострадавшим при отсутствии специализированной помощи или невозможности ее оказания;
- выявление причин преступлений и правонарушений, принятие мер, направленных на их устранения и выявления лиц, их совершивших; участие в профилактике;
- обеспечение безопасности населения и общественного порядка в различных общественных местах;
- обеспечение безопасности населения в ходе различных публичных мероприятий;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности;
- пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам о правонарушениях административного характера;
- содержание и конвоирование заключенных и так далее.
Список источников
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российская газета», № 7, 21.01.2009
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 14.02.2011.- N 7.- ст. 900.
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349
- Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.2011.- N 49 (ч. 1).- ст. 7020
- Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 06.03.2015) // Собрание законодательства РФ.- 10.12.2012.- N 50 (ч. 6).- ст. 7075
- Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал.- 2018.- №1.- С. 137
- Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2017 – 260с.
- Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2017 — 180с.
- Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс.- 2018.- N 12. -С. 40-41
- Ярковой С.В. Законность и обеспечение реализации, соблюдения и защиты прав граждан и организаций в административной правоприменительной деятельности // Журнал российского права.- 2018.- № 4.- С. 130-131
[1] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» Ст. 12.
[2] Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. №1. С. 137
[3] Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»
[4] Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2017, С. 84
[5] Данные исследовательского цента GALLUP
[6] Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 40
[7] Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2017 , С.47