Формирование эффективной критической оценки работы подчиненных руководителем

22 мая 1:05

Критика, как понятие, согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И., представляет собой «разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки». По сути, в организации критика является необходимой частью построения процесса эффективной деятельности и взаимодействия между руководителем и подчиненным. Критику подчиненных также называют «критикой по вертикали вниз»[1], а критику между коллегами – «критикой по горизонтали»[2]. В данной статье будет рассмотрена только критика со стороны руководителя своих подчиненных.

Критика деятельности подчиненных руководителем имеет ряд проблем, в числе основных можно отметить:

  • Неконструктивная критика со стороны руководителя;
  • Некорректное построение критической оценки со стороны руководителя;
  • Некорректное восприятие критики со стороны подчиненных;
  • Отсутствие в организации налаженной коммуникации между руководством и сотрудниками, в том числе обратной связи.

Особенно эти проблемы актуальны в нашей стране по причине того, что переход к рыночной экономике был совершен гораздо позже, нежели в западных странах. Приоритетность изучения таких дисциплин, как организационное поведение, менеджмент организации, конфликтология, а также управление персоналом до момента перехода к рыночной экономике в нашей стране была значительно ниже. В целом проблемы мотивации стали предметом многочисленных исследований в  ХХ веке, в результате чего в западных странах был разработан ряд теорий мотивации, которые теперь применяются в организациях всего мира. Российские методы чаще всего являются адаптацией зарубежной практики, и не всегда вопросам мотивации, а также налаживания коммуникации между разными звеньями организации уделяется достаточное внимание.

Согласно исследованию мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России, около 30% респондентов отметили одним из факторов демотивации в их работе – публичную критику и выговоры. При этом около 42% респондентов отметили, что фактором их мотивации является открытая и дружелюбная корпоративная культура. Наиболее значимыми факторами стресса на работе были отмечены давление со стороны руководителей (в 29% случаев), а также постоянная критика со стороны руководителя (в 12% случаев). 40% респондентов считают, что чтобы помочь сотрудникам справиться со стрессом на работе, руководство компании может создать открытую корпоративную культуру, где умеют слушать и слышать сотрудников (фидбек «снизу вверх»), 36% считают эффективным налаживание бизнес-процессов и коммуникации в компании [2].

Таким образом, наглядно показано, насколько большое значение приобретает правильно налаженная прозрачная коммуникация внутри компании, особенно между руководителем и подчиненным. Одна из причин ухудшения отношений между руководителем и подчиненным является постоянная критика сотрудников со стороны начальства, неумение выстроить ее корректным образом, чтобы не накапливался негатив, а также неумение воспринять эту критику подчиненным.

В. Зигерт и Л. Ланг разработали теорию «управленческой пятерни», согласно которой руководителю перед тем, как высказать подчиненному критику, следует задать себе три вопроса:

1) Кто выбрал этого человека для выполнения задачи, которая решена неудовлетворительно?

2) Кто его инструктировал? Как была поставлена задача?

3) Был ли соответствующий контроль (особенно текущий) его работы?

http://meridian-journal.ru/uploads/2355-2.PNG

Рисунок 1. Cхема В. Зигерта и Л. Ланга

Только в случае, когда все ответы на поставленные вопросы удовлетворительны, можно разогнуть четвертый «обвиняющий» палец. Оставшийся большой палец служит напоминанием о том, что не стоит давить слишком сильно на подчиненного, иначе критика повлечет за собой лишь негативный эффект и не поможет достичь успеха. Также суть данной теории заключается в том, что неудовлетворительный результат работы является не только ответственностью подчиненного, но и ответственностью руководителя в части управления. Таким образом, критика должна быть направлена не только на действия подчиненного, но и на часть работы самого руководителя, в результате управления которого был получен неудовлетворительный результат.

Один из основополагающих принципов успешности критической оценки – это критика в мягкой и этичной форме. Очень важно при этом излагать свою критику конструктивно, конкретно, в привязке в определенному результату, а не к сотруднику в целом. Также немаловажным фактором является конфиденциальность высказываемой критики, чтобы никто посторонний не был ее свидетелем, об этом говорит Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе»[4]. Очень важными качествами руководителя в контексте критики являются эмпатия, чуткость и такт. В ходе исследований было замечено, что очень часто люди, и руководители в том числе, слишком сильно фокусируются на недостатках. Однако акцент на достоинствах человека не менее важен в критической оценке, как и сама критика. Позитивная оценка качеств сотрудника позволяет смягчить стресс от последующей критики и сделать человека более восприимчивым к ней.

Критика в конечном итоге должна быть преподнесена руководителем так, чтобы помочь сотруднику правильно интерпретировать оценку его компетентности и использовать эту информацию для улучшения эффективности своей деятельности, повышения уровня профессионализма.

Еще одним важным фактором является обратная связь подчиненного в момент критической оценки его работы. Наиболее грубыми ошибками руководства в данном контексте являются [5]:

  • Невнимание к мнению сотрудника о результате его работы, а лишь жесткое декларирование своей позиции,
  • Использование банальных безучастных фраз с целью смягчения конфликта,
  • Переход на личности и сравнение с результатами других сотрудников,
  • Ссылки на третьих лиц, вместо высказывания личной неудовлетворенности результатами работы сотрудника.

При этом роль критики как таковой является важной и для подчиненных. Полное отсутствие критической оценки может быть расценено подчиненными, как безразличное отношение к их работе и в конечном итоге демотивировать. Таким образом, критика должна быть выстроена так, чтобы в конечном итоге она показывала заинтересованность, участие руководителя, и мотивировала подчиненных развиваться и улучшать результаты своей деятельности.

Для эффективной коммуникации реакция сотрудников на критику также должна быть конструктивной. Литвинцева Н.А.[6] считает, что с критикой всегда надо соглашаться, когда она справедлива, а на остальное не реагировать. Также Литвинцева Н.А. рекомендует использовать доброжелательный заинтересованный тон, отвечать очень кратко, не давать критикующему лишнего повода «зацепиться» за слова. Однако, как показывает практика, в компаниях с открытой корпоративной культурой сотрудники могут прямо сообщать руководителю о своей реакции на критику. Более того, такое поведение поощряется. В данном контексте задачей руководителя можно обозначить создание такой открытой корпоративной культуры и налаживания доверительных отношений со своими подчиненными, чтобы им не приходилось со всем соглашаться и считать слова в попытках избежать стресса и скорее забыть о произошедшем конфликте.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы для эффективности критических оценок руководителей работы подчиненных:

  • тактичность и соблюдение принципов профессиональной этики,
  • критика конкретного результата, а не личности сотрудника в целом,
  • оперативность критической оценки, доброжелательный посыл и отметка положительных качеств сотрудника для смягчения стресса и повышения восприимчивости к критике,
  • осознание руководителем доли своей ответственности в полученном неудовлетворительном результате, следствием короткого является критическая оценка,
  • создание открытой корпоративной культуры, в которой сообщать свою реакцию на критику, это нормально,
  • направление подчиненного и помощь ему в корректной интерпретации полученной критики,
  • конфиденциальность высказываемой критики без привлечения третьих лиц.

Не смотря на то, что ситуации, связанные с критикой работы подчиненных являются стрессовыми для обеих сторон и могут провоцировать конфликты, нельзя пренебрегать важной ролью формирования эффективной критической оценки работы подчиненных руководителем для успешного развития и функционирования организации. Чтобы эта часть работы была максимально результативна, руководителю следует грамотно выстраивать критику деятельности подчиненных, используя принципы, указанные в данной статье.

Список литературы:

  1. Гусев Д.А. Анатомия эффективной критики//2012
  2. Hays motivation&job satisfaction report. Исследование мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России// 2018
  3. Маслова Е.Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е.Л. Маслова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 148 с.
  4. Дэниел Голуман. Эмоциональный интеллект в бизнесе. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 395-397 с., 438-441 с.
  5. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационное поведение.: М.: КноРус, 2013
  6. Литвинцева Н.А. Как достойно реагировать на критику// Секретарское дело, № 5