Исследование действий юных спортсменов-футболистов в процессе футбольного матча говорит о том, что деятельность футболистов обладает совершенно разным характером, это следует говорит относительно быстроты, амплитуды, комбинировании между собой движении и их изменений. Сила физической нагрузки подвергается непрерывным изменениям от средней до наибольшей, скрещиваясь с периодами передышки различной продолжительности времени. И в аналогичном случае от футболистов необходима значительная выносливость [1].
Н.Н. Яковлев, занимаясь изучением данного вопроса, под выносливостью юных футболистов рекомендует представлять «возможность футболиста демонстрировать наибольшую трудоспособность и сохранять ее в соответствующих режимах футбольного матча с поддержанием продуктивности осуществляемых тактики и техники игры» [2].
Сформированная работоспособность проявляется при проведении футбольного матча, поскольку это предоставляет возможность для убыстрения темпа движения футбольной команды, содействует футболистам подобрать более грамотные положения, а следовательно, образуются надлежащие предпосылки, при которых появляется вероятность говорить противнику процесс ведения игры в общем и ее темпы движения. Более медленный приход усталости обеспечивает безопасность от повреждении координации движения и приобретения различных повреждений [3]. Поэтому формированию работоспособности спортсменов-футболистов юного школьного возраста тренер обязан акцентировать преимущественное внимание.
В практике спорта целесообразно разграничивать два разновидности выносливости: общую и специальную, при этом первый вид выносливости служит платформой для образования всех прочих ее неотъемлемых видов. Общей именуется «выносливость относительно длительности организации подготовки средней плотности, который содержит в себе работу преобладающей части различных групп мышц» [4]. Общая выносливость предоставляет возможность осуществлять существенную величину нагрузок в ходе выполнения круговых тренировок, стремительным образом возобновлять трудовой потенциал юных футболистов, благодаря увеличению интенсивности деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой механизмов осуществлять поддержку улучшению физического здоровья и тем самым образует платформу для образования специальной выносливости [5].
По утверждению В.П. Филина и Н.А. Фомина, процесс углубленной специализированной подготовки молодых спортсменов подразумевает собой тяжелый, предназначенный на продолжительный временной период механизм, содержащий следующие стадии: а) начальная подготовка (от восьми до десяти лет); б) начальная спортивная специализация, в котором обозначают две стадии: одиннадцать – двенадцать лет и тринадцать – пятнадцать лет; в) спортивное улучшение (от 16 лет до совершеннолетнего возраста). .
На ступени построения первоначальной спортивной карьеры преимущественный акцент делается на многоаспектном физическом формировании вместе с применением различного характера комплекса специальных упражнений, что предоставляет возможность ознакомиться с главными способами техники и тактики, свойственными определенной спортивной деятельности, проявлять заинтересованность к деятельности спортивного направления. В соответствии с информацией, полученной в процессе проведения и организации физиологических и педагогических исследований, на данном шаге проведения углубленной специальной подготовки молодых спортсменов школьного возраста при применении физических упражнений на выносливость требуется грамотно осуществлять дозировку физической нагрузки с применением созданных для этого инструментов и способов. К первостепенным инструментам формирования выносливости эксперты относят главные (футбол) и второстепенные специализированные (бег) и общеразвивающие физические упражнения.
Некоторые исследователи рекомендует применять задания, которые базируются на продолжительных по времени двигательных актах, — стремительной ходьбе, ходьбе на лыжах, пробежку на дистанцию 800- 2000 метров, кроссах на три-пять километров велосипедной езды, плавании. Иные эксперты предполагаются, что требуется также использовать в ходе круговой тренировки во время углубленной подготовки игровые разновидности спортивной деятельности, среди которых волейбол, баскетбол, хоккей и пр..
Главными способами формирования единой выносливости у юных ребят подросткового возраста служит следующие: равномерный, переменный, игровой и круговой способы проведения и организации тренировки. Однако в вопросе об использовании каких-либо способов среди экспертов не имеется конкретной общности точек зрений и четких позиций по этому поводу. В одних исследованиях авторы полагают, что во время первоначальной футбольной карьеры работоспособность детей школьного возраста подвергается роста при организации тренировок комплексного характера, когда вместе с общеразвивающими физическими упражнениями и бегом на длительные дистанции находят широкое применение переменный и повторный бег.
Отметим, что некоторые положительные стороны имеет равномерный способ: он, в первую очередь, предоставляет возможность для образования удобных условий для методичной и прямолинейной настройки всех механизмов человеческого организма на спортивные нагрузки и тренировки; а во вторых – снижает возможность переутомления футболиста при проведении тренировки, трудоспособность организму осуществляется в дыхательном режиме. Вместе с этим в ходе формирования единой выносливости продуктивность в применении способов оптимального упражнения больше, нежели в ходе использования способа ведения игры. Наиболее подходящей версией, с точки зрения многих экспертов, выступает совмещение разного характера способов проведения тренировочного процесса [6].
Главной целью на на стадии первоначальной спортивного профессионализма выступает становление и развитие главных физических свойств юных футболистов школьного возраста с преобладающим формирование единой выносливости. В то же время формируется платформа для последующего роста в спортивной карьере. Объемы специализированной углубленной подготовки в ходе тренировки подвергается ежегодному повышению.
М.Я. Набатникова, акцентирую внимание на оценке особенностей образования работоспособности у юных футболистов, устанавливает для разных времен многолетней специализированной тренировочной подготовки конкретные соотношения инструментов единой и специальной подготовки.
С ее точки зрения, на ОФП, как на первоначальной стадии, так и во время углубленной специализированной подготовки, во всех разновидностях спорта отводится примерно 30-60 процентов совокупной величины физической нагрузки за годовой период. М.Я. Набатникова, Н.А. Фомин и прочие специалисты, занимавшиеся всесторонним изучением выносливости, отмечают, что высокий уровень общей выносливости служит основополагающей платформой для увеличения спортивного профессионализма молодых футболистов.
Несомненно, формирование совокупной выносливости молодых спортсменов – составляющий компонент их углубленной специализированной подготовки, но аналогичная подготовка в тот же период ближайшим образом взаимосвязан с подготовкой техники и тактики ведения игры. В настоящий период проблема оптимального соотношения данных компонентов в ходе проведения круговой тренировки не имеет конкретного решения.
Первые специалисты настаивают по поводу того, что предпочтение отдается физической подготовке, прочие убеждены в том, что подготовка техники игры в футбол превалирует в ходе проведения тренировки. Однако многие исследователи полностью предполагают, что в ходе специализированной углубленной подготовки молодых футболистов наиболее выгодно параллельное применение тактической, технической и физической подготовки. Проблема заключается в том, какие именно числовое измерение – данное соотношение должно найти выражение.
Таким образом, оценка научных источников литературы, предназначенной всестороннему изучению способов образования выносливости во время первоначальной углубленной специализированной подготовки говорит о том, что данная проблема не обладает конкретным решением и, определенно, четких предложений по образования трудового потенциала юных спортсменов-футболистов до сих пор не имеется.
В многолетней углубленной специализированной подготовке юных спортсменов, занимающихся профессиональным футболом, наиболее ценное значением имеют некоторые аспекты, взаимосвязанные с надзором и мониторингом за уровнем полноценного формирования и сохранения выносливости, поскольку достоверным образом выстроенная проверка итогов углубленной подготовки выступает гарантом продуктивности целого процесса выполнения тренировок.
При анализе рабочего потенциала находит широкое применение как своеобразные (включающие специальные упражнения, направленные на тактику и технику игры), также и несвоеобразные тесты (разного рода тренажеры и медленный, быстрый бег).
Постоянно проводимая проверка уровня выносливости профессиональных футболистов проводится у них, начиная с 12-13-ти летнего возраста, то есть во время первоначальной углубленной специализированной подготовки. В данное время целесообразно применять несвоеобразные тестовые задания на осуществление упражнений в ходе игры, предоставляющие возможность своевременно обнаружить вероятный потенциал футболиства юного школьного возраста. В данной ситуации целесообразно применять тесты, которые содержат пробег: в 13 летнем возрасте бег осуществляется на 300 метров, в 14-16-ти летнем возрасте — на 600 метров, а в совершеннолетнем возрасте – на 800 метров. Некоторые исследователи рекомендуют в 5-7 классах осуществлять бег на дистанцию 300 метров, а в 8-ом классе — на 800 метров [7]. Для своевременного обнаружения возрастных тенденции и специфики выносливости эксперты предлагаются применять способ прямолинейного бега за главным с непрерывной быстротой 6 метров в секунду. Заметим, однако, что использование аналогичного способа не дает никакого шанса для наблюдения за тенденциями формирования выносливости, поскольку дети, возраст которых младше, при низкой наибольшей быстроте прикладывают больше сил, нежели дети старшего школьного звена, а, следовательно, дети находятся в не тождественной позиции [8].
Заметим, что в школах США выносливость у мальчиков определяется при помощи показателей бега на 600 ярдов.
Уровень выносливости детей школьного возраста устанавливается с использованием контрольного бега на пять минут, при анализ демонстрируют ребята 10-11 летнего возраста, которые выполнили бег на 1300 метров за пятиминутный период времени, имеют весьма повышенную выносливость. Тем не менее применение данного тесте является наиболее адекватным при выборе профессиональных бегунов.
Для проведения ассоциации уровня трудового потенциала у разновозрастных ребят школьного возраста рекомендуется сопоставить многократный итог, полученной за пробежку на небольшом расстоянии. Показатель выносливости зависит от разницы во времени, то есть чем она ниже, тем будет выше выносливость.
Для прослеживания за увеличением уровня выносливости в проекте подготовки юных спортсменов, занимающихся профессиональным футболом в возрасте 13-16 лет, рассматривается применение бега на дистанцию 500 метров. Можно заметить, что для более младших детей школьного возраста аналогичных нормативных значений при выполнении пробежки на определенную дистанцию не существует.
Авторы программы для игры в профессиональный футбол для спортивных школ рекомендует оптимальные и приемлемые значения, которые содержат пробежку не шесть минут для детей, возраст которых составляет 12-13 лет, а для футболистов, возраст которых постарше – пробежку на двенадцать минут.
И в окончании рассмотрения научных источников литературы следует выделить, что существуют работы в которых рекомендуется полноценный надзор и мониторинг за своевременным формированием выносливости футболистов молодого школьного возраста, включающего анализ аэробно-анаэробных потенциалов детского или подросткового организма и индикаторов измерения его специальной ловкости и его силовых, скоростных свойств.
В связи с тем, что в процессе проведения исследования и анализа научных источников литературы по некоторым аспектам формирования выносливости футболистов не было выявлено тестов, которые имеют возможность представлять индикаторы рабочего потенциала юных спортсменов-футболистов в возрастной специфике, появляется нужда в осуществлении подбора и внедрения в практический опыт юношеского футбола комплекса специальных упражнений, адекватных требованиям проведения тестов и дают возможность выявить общую выносливость лиц подросткового возраста.
Список использованной литературы:
- Доронин, А. М. Развитие общей выносливости в физическом воспитании студенток: монография / А. М. Доронин, И. С. Козлов. — Майкоп: УМС ИФК и дзюдо АГУ, 2010 – 145 с
- Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Роб Слимейкер, Рэй Браунинг; [пер. с англ. Эльвира Батдалова]. — Мурманск: Тулома, 2007 — 324 с. 10 Гакаме, Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие юных футболистов: Учебное пособие / Р.З. Гакаме. – Краснодар, 1999 – 43 с.
- Лопатина, Т. А. Развитие силы, быстроты, выносливости в процессе самостоятельных занятий: учеб. пособие / Т. А. Лопатина, Ю. Е. Лопатин; Федеральное агентство по образованию, Красноярская гос. архитектурно-строит. акад. — Красноярск: КрасГАСА, 2006 — 66 с.
- Чапмен, Джесси. Йога виньяса: [равновесие, бодрость, сила, омоложение, выносливость, энергия, здоровье: гармония души и тела: источник молодости и красоты] / Джесси Чапмен; [пер. с англ. О. Смуровой]. — Москва: Эксмо, 2005 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат). — 239 с.
- Смирнов, И. Ю. Гемореологические аспекты выносливости в спорте: монография / И. Ю. Смирнов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Костромской гос. технологический ун-т. — Кострома: Изд-во КГТУ, 2006 — 101 с.
- Драндров, Г. Л. Теоретические и методические основы обучения студентов технике футбола на занятиях по физическому воспитанию: монография / Г. Л. Драндров, С. В. Алексеев; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева». — Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2009 — 128 с.
- Андриянова, Е.Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте / Е.Ю. Андриянова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001 — N 3 — С. 55
- Витютнев, Е. Е. Комплексная подготовка на двигательную выносливость: учебное пособие / Е. Е. Витютнев; М-во внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский ун-т. — Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2006 — 50 с.