В образовательной деятельности все большее распространение получают процессы совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии в последнее время все более активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
Можно отметить, что у школьников игра и компьютер выступают в роли уникальной нестандартной, а самое главное — привлекательной игрушки. Компьютер также может служить для ребенка педагогическим средством, потому что с его помощью в школьных, образовательных учреждениях можно сделать множество различных презентаций на любые темы, которые предусмотрены образовательной программой. Также его можно использовать и для общего развития. Компьютер можно включать в свободную деятельность ребенка и даже в индивидуальные занятия. Такой вариант применения, особенно интересен, потому что в этом возрасте важную роль необходимо отводить наглядности, а компьютерная анимационная картинка или фотография гораздо лучше могут ее продемонстрировать, чем обычный иллюстративный материал на бумаге [2 c. 67].
Можно привести пример использования мультимедийной техники на занятиях по русскому языку при разборе такой темы, как написание сочинения по картине. Начиная с демонстрации самой картины, рассказа об истории ее создания, знакомства с биографией автора (портрет, другие картины автора, видеоряд с краткими биографическими сведениями), по причине того, что детям не всегда удается на иллюстративном бумажном материале показать и объяснить вышеперечисленный материал. Важно, что это не занимает больше 5 минут времени концентрации детского внимания на компьютерном мониторе и не будет перенапряжения глаз.
В качестве наиболее продуктивного типа игр можно выделить стратегии. Здесь можно отметить развитие логического мышления в игровой форме. Простейшие стратегии увлекают школьников самых разных возрастов. Достаточно интересными в плане общего развития могут быть и спортивные компьютерные игры. Они могут быть полезны для общего развития кругозора ребенка в такой сфере, как спорт. Через такие игры можно познакомить детей с различными видами спорта, на примере симулятора показать, специфику этого вида спорта и каковы его правила. Особенно они интересны в плане развития интереса к реальным видам спорта и вовлечению в них детей после знакомства с компьютерной версией. Это даст возможность развивать школьников не только умственно, но и физически.
Отдельно можно выделить т.н. «бродилки», когда персонаж должен найти выход из лабиринта, здания, леса или какой-нибудь фантастической среды, решая для этого различные задачи. Такие игры также могут быть полезны школьникам для развития некоторых навыков и умений, логического мышления и практического применения изученных в школе законов природы, знаний полученных при изучении различных дисциплин.
Развивающий характер наиболее явно выражен у одноименных «развивающих» игр. Название которых говорит само за себя, и здесь может быть огромное разнообразие форм. Для младших школьников могут быть интересны такие игры, как изучение алфавита, обучение счету, также знакомство с временами года, названиями месяцев, днями недели, цветами, геометрическими фигурами и многим другими. Эти игры принесут пользу и удовольствие учащемуся [6 c. 91].
Интересен опыт использования иноязычных, в первую очередь – англоязычных, их большинство, вариантов перечисленных игр, при обучении школьников иностранному языку. В игровой форме легче происходит усвоение новой лексики [3 c. 72]. Здесь могут быть полезны даже старые, уже известные школьникам, игры. Использование в них иноязычного сопровождения даст возможность значительно расширить словарный запас и может дать в некоторых случаях практику использования иностранного языка.
Навыки, приобретенные в начальной школе, затем с успехом используются обучающимися при изучении иностранного языка в старших классах и в университетах. Игровые технологии активно используются при обучении иностранному и русскому языку на всех этапах.
Хорошим примером компьютерных игр могут быть различные головоломки — «пазлы». Для школьников сложной задачей бывает содержание своих игрушек, вещей, рабочего места в порядке. Такая игра моделирует поведение при сборе в определенный порядок вещей, поиск недостающих элементов, компоновки всего в заданный исходной картинкой порядок. Тренируется при этом и память, так как необходимо все время помнить заданную картинку. Уборка своего реального рабочего места является в этом случае как бы продолжением игры и не воспринимается как тяжелая и нудная обязанность.
Таким образом, на основе рассмотрения опыта работы, можно отметить высокую эффективность применения как специализированных обучающих программ, так и, при соблюдении определенных условий, компьютерных игр в интегрированном учебном процессе, включающим классные и внеклассные занятия. Общение с компьютером становится нормой жизни, начиная с детского возраста. Этот, в основном стихийный в настоящее время, процесс должен быть соответствующим образом осмыслен, и учителя школ должны быть готовы активно в нем участвовать, формируя индивидуальную траекторию образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся.
Список литературы:
- Азарова Т.В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками : метод. пособие. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2019. – 303 с.
- Батрашина Г.С. Игра как метод изучения моделей в начальной школе // Информатика и образование. — 2018, №8. — С.5-8.
- Воеводина И.В., Виниченко Н.В. Об эффективности игровых технологий, предназначенных для развития коммуникативной компетенции студентов в преподавании английского языка в неязыковых вузах // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов /сборник – Королев МО : АлькорПаблишерс, Технологический университет, 2015. — С. 108-114
- Кудрявцева Е., Бубекова Л., Буланов С., Зеленина Т. Инновационные игровые технологии в изучении и освоении языков первичной и вторичной социализации в рамках межкультурной коммуникации//, 2014. – 302 с. – C. 55-67.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство. 2016. – 269 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2018. – 256 с.