Российская экономика уже продолжительное время пребывает в стагнации, и последний раз значительное увеличение национального ВВП наблюдалось еще в 2012 г. (на 3,7%), после чего темпы роста резко замедлились. В 2019 году рост российского ВВП составил скромные 1,3%, и прогнозы на 2020 г. достаточно сдержанные: МВФ оценивает перспективы роста в 1,9% [40], такой же прогноз дает Минэкономразвития России, ЦБ РФ озвучивает ожидаемый диапазон в 1,5-2,0%. Однако даже эти консервативные ожидания могут не оправдаться в случае замедления мировой экономики на фоне активного распространения вируса COVID-19 в глобальном масштабе, говорится в информационно-аналитическом комментарии ЦБ РФ за январь 2020 г [36].
Особенно наглядно застой российской экономики, тянущийся с 2013 года, иллюстрирует подсчет роста ВВП нарастающим итогом за ряд лет и сопоставление полученных данных для ряда стран (см. таблицу 1).
Таблица 1 – сравнение прироста ВВП в различных странах и регионах за период 2013-2018 гг.[1]
Страна |
Прирост ВВП за период 2013-2018 гг. |
Индия |
52,9% |
Китай |
50,2% |
Турция |
38,1% |
Мир |
18,1% |
США |
14,7% |
Евросоюз |
11,5% |
ЮАР |
8,4% |
Россия |
4,4% |
Бразилия |
-1,3% |
Из составленной таблицы видно, что темпы роста ВВП России заметно отстают не только от развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Турция, но даже и от более скромного роста в развитых странах. Российские результаты за период 2013-2018гг. в 4 раза хуже среднемировых показателей и в 2,5 раза хуже результата экономики Евросоюза, например, для которой все десятилетие 2010-ых стало достаточно сложным периодом, связанным с целым рядом проблем: долговым кризисом стран периферии, «Brexit», наплывом мигрантов из ближневосточного региона и т. д., многие из которых до сих пор не решены и продолжают оказывать давление на европейскую экономику.
В чем же заключаются причины застоя в российской экономике? Определяющим эпизодом последнего десятилетия, который оказал сильнейшее давление на политические и экономические позиции России, и последствия которого будут ощущаться еще долгое время, стал геополитический конфликт, связанный с событиями на территории Крыма и самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР, начавшийся в конце 2013 года и продолжающийся по сей день. В результате данного конфликта накалились отношения между Россией, с одной стороны, и Украиной, США, Евросоюзом, Канадой и Австралией, с другой стороны, и в марте 2014 года Россия была исключена из состава международной организации G8, также известной как “Большая восьмерка» [41].
Далее рядом западных стран был принят пакет антироссийских санкций, в который входят такие ограничения, как: запрет на въезд в страну для ряда высокопоставленных российских чиновников и заморозка их активов, запрет на сотрудничество с российскими компаниями из санкционного перечня, запрет американским банкам на приобретение еврооблигаций российского правительства на аукционах первичного размещения, ограничения для ряда российских банков с государственным участием на доступ к привлечению финансирования на финансовых рынках США и Евросоюза.
Данные санкции действуют уже более 5 лет, и в ближайшее время не предвидится их ослабления, скорее наоборот: в декабре 2019 года Сенатский комитет по иностранным делам конгресса США принял законопроект, предусматривающий введение нового пакета жестких санкций против госдолга России, а также банковского и энергетического секторов страны [19], получивших в СМИ неофициальное название «адские санкции». Также Сенат США проголосовал за проект оборонного бюджета страны на 2020 год, куда включены санкции против газопровода «Северный поток – 2» и военная помощь Украине. Санкции США могут затормозить ввод в строй газопровода «Северный поток – 2» на срок до полугода, по оценкам опрошенных «Известиями» экспертов [15].
Осложнение международных отношений вкупе с девальвацией национальной валюты привело к массовому оттоку капитала из российской экономики (в официальной статистике ЦБ РФ с 2018 года данный показатель обозначен как «сальдо финансовых операций частного сектора»), который превысил даже показатели кризисного 2008 года и привел к закреплению долгосрочного тренда к оттоку капитала (см. рисунок 1).
Ситуацию усугубил принятый в августе 2014 года Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности российской федерации», запретивший ввоз в Россию широкого ряда сельскохозяйственных товаров и продовольствия из стран, принявших в адрес России экономические санкции [2].
По оценкам экспертов продукты, включенные в список ограничений, относились к основным продовольственным группам и в усредненной корзине потребления до начала эмбарго занимали около 18% по затратам [29]. Данные меры привели к созданию искусственного дефицита на рынке продуктов питания, необходимости поиска новых поставщиков товаров, и внесли существенный вклад в ускорение инфляции, которая к февралю 2015 года достигла рекордных 16,7% в годовом выражении, а в категории продуктов питания – 23,3% по данным Росстата [32].
Рисунок 1 – динамика оттока капитала из экономики РФ, млрд долларов США[2]
Вторым тяжелым ударом для российской экономики стало снижение мировых цен на нефть: падение началось осенью 2014 года с привычных на тот момент уровней в 100-110 долларов США за баррель марки Brent и достигло дна к январю 2016 года на уровне 27 $, то есть падение составило более 70% за 15 месяцев. Впоследствии цена скорректировалась и стабилизировалась в диапазоне от 50 до 70$ за баррель, но и этого оказалось, чтобы нанести серьезный урон российской экономике: нефтегазовые доходы составляли более 50% в структуре доходов федерального бюджета в 2012-2014 годах, и падение цен на нефть повлекло за собой существенное сокращение доходов федерального бюджета (см. таблицу 2) и образование дефицита бюджета.
Таблица 2 – анализ структуры доходов федерального бюджета за период 2013-2019 гг.[3]
Период, год |
Величина нефтегазовых доходов, млрд. руб. |
Величина ненефтегазовых доходов, млрд. руб. |
Прирост нефтегазовых доходов за год, % |
Прирост ненефтегазовых доходов за год, % |
Доля нефтегазовых доходов, % |
2013 |
6 534,04 |
6 485,90 |
1,3 |
1,3 |
50,18 |
2014 |
7 433,81 |
7 063,07 |
13,8 |
8,9 |
51,28 |
2015 |
5 862,65 |
7 796,59 |
-21,1 |
10,4 |
42,92 |
2016 |
4 844,03 |
8 616,01 |
-17,4 |
10,5 |
35,99 |
2017 |
5 971,90 |
9 117,01 |
23,3 |
5,8 |
39,58 |
2018 |
9 035,50 |
10 418,87 |
51,3 |
14,3 |
46,44 |
2019 |
7 924,30 |
12 263,60 |
-12,3 |
17,7 |
39,25 |
Среди прочих последствий снижения цены на нефть для России: девальвация российского рубля в 2014-2015 годах, которая достигала на максимуме более 100%, потеря позиций в международных инвестиционных рейтингах (в определенный момент даже всерьез обсуждалась опасность дефолта по российскому госдолгу [5]) и сокращение товарного экспорта России (см. рисунок 2), которое составило 55,4% в части топливно-энергетических товаров за период 2013-2016 гг. и 45,8% для всего объема товарного экспорта. И хотя с 2016 года наметилась тенденция к восстановлению объемов экспорта, они до сих пор далеки от показателей до нефтяного кризиса.
Результатом этих двух ключевых событий, геополитического конфликта с последующими взаимными международными санкциями и падения нефтяных цен стал шок для российской экономики, вылившийся в рецессию: в 2015 году ВВП потерял 2,5%, в 2016 году рост составил незначительные 0,3%. И только с 2017 года удалось вернуться к сдержанному росту в пределах 1,5-2% в год.
Рисунок 2 – динамика величины товарного экспорта России, млрд долларов США[4]
И хотя рецессия окончилась, никуда не исчезли стратегические проблемы, ставшие её причиной: чрезмерная зависимость экономики от нефтегазового сектора и колебаний цен на сырьевых рынках, напряженность в международных отношениях, нестабильность курса национальной валюты. Они продолжают оказывать давление на инвестиционную привлекательность российской экономики, от которой зависит приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, влияющих на развитие каждой национальной экономики [7, с. 28].
Прямые иностранные инвестиции в уставные капиталы российских компаний нефинансового сектора в 2018 году сократились на $6,5 млрд, говорится в статистике ЦБ РФ, и это худшее значение с 1997 года, с которого ведется такая статистика. Зарубежные инвесторы, участвовавшие в капитале российских компаний, изъяли вложения на $22,4 млрд, а объем вновь поступивших инвестиций составил лишь $15,9 млрд, в два с лишним раза меньше среднего показателя за предыдущие десять лет [35].
В российском бизнесе также преобладают пессимистические настроения в отношении текущей экономической ситуации, особенно среди обрабатывающих предприятий: индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемой Росстатом на протяжении 2018 и 2019 год находится в «красной зоне» ниже 0, что говорит о сокращении деловой активности. Индекс PMI, рассчитываемый информационной компанией IHS Markt, также говорит о снижении деловой активности среди российских обрабатывающих предприятий, последнее опубликованное значение индекса составило 48,2 пункта [18]. При этом среди основных сдерживающих факторов владельцы бизнеса отмечают высокий уровень налогообложения, неопределенность экономической ситуации и с большим отрывом лидирует недостаточный спрос на внутреннем рынке, который вызывает озабоченность у 48% респондентов (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – оценка факторов, ограничивающих рост производства, в % от числа опрошенных [14]
И последнее несложно объяснить: реальные располагаемые доходы населения падали четыре года подряд с 2014 по 2017 год, а в 2018 и 2019 остановились на месте, и по итогам 9 месяцев 2019 года они оказались на 7,5% ниже показателей 2013 года [30]. То есть если экономика в целом, и особенно бюджетная система вышли из рецессии и показывают пусть небольшой, но все же рост, то для населения рецессия продолжается в виде сокращения реальных располагаемых доходов.
Поддержание же роста ВВП происходит за счет расширения рынка потребительского кредитования, однако потенциал этого источника уже практически исчерпал себя: по оценке экспертов из финансовой компании «БКС Премьер» доля обязательных платежей (на оплату кредитов, ЖКУ и уплату налогов) по итогам 2019 года превышает 15% от доходов россиян, что является критической отметкой [16]. Рост показателя выше этой отметки сопряжен с возрастающим риском неплатежей по кредитам, и банки стали значительно чаще отказывать своим клиентам по кредитным заявкам: положительные решения выдавались по чуть более трети поданных заявок — 36,9%. Это на 4,1 процентного пункта меньше, чем в 2018 году, когда этот показатель находился на уровне 41,0% [23].
Вместо банковских кредитов население все чаще обращается за займами в микрофинансовые организации, где требования к заемщикам гораздо ниже, и этот рынок растет опережающими темпами по сравнению с банковским кредитованием [27]. При этом ставки по займам гораздо выше, чем в банках, и соответственно доля расходов на их выплату будет расти еще быстрее. В совокупности с ростом доли просроченных кредитов это формирует очень опасный сигнал: люди с низкой платежеспособностью, которым отказали в выдаче банковского кредита, получают займы в микрофинансовых организациях под более высокие проценты, которые соответственно сложнее вовремя погашать [9].
Об этой ситуации в июле 2019 года высказывался бывший министр экономического развития Российской Федерации Орешкин М.С., который заявил, что сложившаяся ситуацию напоминает пузырь и несет риски вхождения экономики в рецессию в 2021 г.: «Это уже серьезная социальная проблема. В IV квартале 2018 г. треть выдаваемых кредитов была выдана людям и домохозяйствам, у которых платеж по этим кредитам превышает 60% ежемесячного дохода. Понятно, что человек, попал в такую яму, сейчас думает — как только перекредитоваться и где занять» [21].
Пессимизм в потребительских настроениях отражает исследование глобального потребительского доверия The Conference Board®, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen: 70% респондентов заявили о необходимости экономить, в том числе 59% экономят на одежде, 56% на продуктах питания. 75% респондентов отметили, что, по их мнению, экономика страны пребывает в рецессии [31].
И как мы выяснили выше, со своей точки зрения они абсолютно правы: для населения идет уже седьмой год рецессии и сокращения реальных доходов подряд. Причем по мнению российского бизнеса это является ключевым фактором, сдерживающим экономический рост. В этой связи большие вопросы вызывает фискальная политика государства, которая вместо стимулирования потребительского спроса и экономики в целом, сосредоточена в первую очередь на пополнении доходов бюджета и наращивании резервов в ущерб доходам населения.
С 1 января 2019 года была повышена базовая ставка НДС с 18 до 20%, благодаря чему согласно прогнозам в 2020–2022 годах федеральный бюджет получит более 2 трлн руб. дополнительных налоговых доходов от повышения ставки НДС до 20%, которое вступило в силу с этого года: в 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб. [22]. Данные средства предполагается направить на реализацию нацпроектов, однако по оценкам экспертов эффект от них составит лишь 0,1-0,2% в предстоящие пять лет [24]. И это в том случае, если удастся добиться хороших показателей освоения (более 80%) средств, если же уровень освоения будет ниже, то эффект для экономического роста может оказаться и нулевым или вовсе отрицательным из-за роста налоговой нагрузки.
При этом стоит обратить внимание на то, что в 2018 и 2019 годах федеральный бюджет исполнялся со значительным профицитом: 2,741 трлн руб. и 1,968 трлн руб. соответственно [17]. То есть по сути государство изъяло из экономики за 2 года триллионы рублей, которые не были освоены и могли бы быть направлены на стимулирование экономики и потребительского спроса. Проект бюджета на 2020 год также предусматривает значительный профицит в размере 876 млрд руб. [1]. И повышение ставки НДС представляется необоснованным и создающим чрезмерную налоговую нагрузку на бизнес и население в связи на фоне того факта, что в бюджете есть свободные неиспользуемые ресурсы, которые превышают размер предполагаемых дополнительных налоговых поступлений. Схожую точку зрения озвучивал и глава Счетной палаты А. Кудрин в своих научных работах [6].
Также шоком для населения стала принятая в 2018 году пенсионная реформа, которая существенно снижает уровень социальной защищенности населения. У мужской части населения пенсию практически отняли: с учетом средней продолжительности жизни в 68,5 лет срок нахождения на пенсии составит всего 3,5 года.
Не забывают увеличить нагрузку и на малый бизнес через фиксированную часть страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями: если в 2017 году их размер составлял 27990 руб., то к 2020 году они выросли на 46% и составили 40874 руб. И согласно рассматриваемому законопроекту о внесении поправок в часть 2 НК РФ к 2024 году размер страховых взносов вырастет еще на 36,4% и составит 55765 руб. [26].
Еще один механизм, сдерживающий экономический рост, это бюджетное правило, согласно действующей редакции которого все нефтегазовые доходы, полученные от превышение нефтяными ценам уровня в 40 долларов США за баррель, направляются в резерв – Фонд Национального Благосостояния.
С резкой критикой бюджетного правила выступал экономист, член президиума Столыпинского клуба В. Жуковский: «Бюджетное правило — это инструмент кастрирования российской экономики. Бюджетное правило — это инструмент, который не допускает роста экономики и роста инвестиций, промышленного производства и уровня жизни населения. Что такое бюджетное правило? Это, по большому счёту, даже не сырьевая игла, а сырьевой кол, на который посажена вся Россия и всё население страны. Сколько бы ни стоила сегодня нефть на сырьевых рынках — 60 долларов за бочку, 80 долларов или 100 долларов — мы всё равно по этому бюджетному правилу будем жить, как при нефти по 40 долларов за баррель» [10]. Близкие по смыслу оценки неэффективности бюджетного правила неоднократно высказывали и другие эксперты, например, профессор ВШЭ О. Вьюгин и доктор экономических наук, академик АН СССР А. Аганбегян [11, 13].
О том, что бюджетное правило является слишком жестким и требует пересмотра с целью высвобождения ресурсов для стимулирования экономики, неоднократно заявлял также глава Счетной палаты А. Кудрин [20]. В конце прошлого года к этой позиции присоединилась и глава ЦБ РФ Э. Набиуллина [28].
Проблема заключается в том, что огромные денежные ресурсы, поступающие в ФНБ, замораживаются там на неопределенный срок, вместо того чтобы оперативно использоваться на нужды экономики: закон предусматривает, что до накопления в фонде 7% ВВП все его средства должны размещаться на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы (по сути изымая этот ресурс из российской экономики), а свыше этой планки допускается размещение в иные финансовые активы, в том числе для финансирования инфраструктурных проектов [4].
И так как эти ресурсы (в пределах 7% от ВВП) могут размещаться только в зарубежных активах, то это ведет к регулярным крупным закупкам валюты со стороны ЦБ РФ, оказывающим давление на курс рубля. Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на дополнительные $5 за баррель экономика бы прибавляла в росте по 0,5 процентного пунктов (п.п.), инфляция бы сокращалась на 0,5 п.п., а курс рубля был бы крепче на 5–7%. Такие оценки еще в 2017 году приводились в материалах Минэкономразвития [12].
Подводя итог вышесказанному, экономика России нуждается в стимулирующем толчке для выхода из стагнации. Проводимая на данный момент государством фискальная политика на данный момент является излишне жесткой и продолжает следовать принципам, заложенным в период 2014-2016 годов, когда национальная экономика находилась в условиях высокой турбулентности и встретила ряд внешних шоков экономического и политического характера. Для этого периода первоочередной задачей стало добиться некой стабильности в экономике, не допустить разгона гиперинфляции, избежать дефолта по обязательствам и создать необходимые резервы на случай возникновения новых форс-мажорных обстоятельств.
В итоге российской экономике удалось пережить сложные годы без чрезмерных потерь и нарастить необходимые резервы на черный день. К 2018 году мировая экономическая конъюнктура стабилизировалась, цены на энергоносители скорректировались вверх после обвала, а риторика в международных отношениях стала более сдержанной, и риски развития геополитического конфликта в полномасштабные военные действия отошли на задний план.
На сегодняшний день наиболее актуальной повесткой дня представляется не дальнейшее наращивание запаса резервов на случай нового кризиса, а выход на устойчивый экономический рост с темпами сопоставимыми общемировым, для чего необходима корректировка курса в сторону стимулирующей фискальной политики. Особенно это важно в свете последних новостей о вспышке вируса COVID-19, которая может существенно замедлить рост глобальной экономики [8]. Власти ряда стран, в том числе Китая и США уже начали предпринимать решительные меры по стимулированию своих национальных экономик [39], и России необходимо создавать внутренние источники роста для компенсации эффекта. В противном случае российская стагнация на фоне замедления глобальной экономики может перетечь в новую рецессию.
Перспективным направлением с хорошей отдачей в долгосрочном плане может стать увеличение госрасходов на образование и медицину: расходы на образование улучшают качество человеческого капитала и положительно влияют на экономический рост особенно в развивающихся странах. При этом две трети эффекта сказывается уже в первые пять лет, а оставшаяся часть — в последующие пять лет. Анализ данных по ряду стран показывает, что за увеличением удельного веса расходов на образование в 25% случаев следует заметное ускорение роста [37, 38].
Увеличение государственных расходов на здравоохранение ведет к снижению заболеваемости и смертности населения, что влечет за собой увеличение средней продолжительности жизни и повышению возрастной планки трудоспособности. Согласно исследованиям МВФ, расширение расходов на здравоохранение в 40% случаев вызывает ускорение роста производства, что эффективнее любых других типов государственных расходов. К тому же, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение продолжительности жизни являются ключевыми стратегическими задачами, закрепленными в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3].
Надежду на смену приоритетов фискальной политики оставляет произошедшая в январе 2020 года отставка старого состава Правительства. Возможно, новому составу Правительства во главе с М.В. Мишустиным будет проще адаптироваться к изменившимся реалиям экономики и прислушаться к рекомендациям экспертов, говорящих о необходимости стимулирования экономики и наращивания государственных расходов.
Список использованных источников
- «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
- «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293» Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.
- «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) // СПС КонсультантПлюс.
- Белоусова А.А. Новое бюджетное правило на 2018-2020 гг. // Научный вестник ЮИМ. 2018. № 1. С. 67-75.
- Екимова Н.А. Вероятность суверенных дефолтов в России в международных рейтингах: угрозы и перспективы// Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15. №5. С. 696–716.
- Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. 2017. № 9. С. 5—27.
- Машкина Н.А., Серегин С.П. Влияние движения иностранного капитала на формирование инвестиционного климата в России // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). С. 26-32.
- Морозов С.А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 8 (42). С. 660-668.
- Мусостова Д.Ш., Дудаев Т.-А.М. Микрокредитование: финансовый пузырь России [Текст] / Д.Ш. Мусостова, Т.-А.М. Дудаев // Проблемы теории и практики современной науки: сб. статей. – Москва, 2018. – С. 167-170.
- «Бюджетное правило – это кол, на который посажена экономка РФ» – экономист. [Электронный ресурс] / — URL: https://regnum.ru/news/economy/2599727.html
- 2020 год может оказаться хуже нынешнего. [Электронный ресурс] / — URL: http://www.ng.ru/economics/2019-09-30/1_7689_2020.html
- Бюджетное правило сдерживает рост ВВП. [Электронный ресурс] / — URL: https://iz.ru/640293/inna-grigoreva/biudzhetnoe-pravilo-bet-po-vvp-i-infliatcii
- Годы застоя: почему Россия не догоняет. [Электронный ресурс]/ — URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/01/16/12130339.shtml
- Деловая активность организаций в России в декабре 2019 года. Обследование Росстата. [Электронный ресурс] / — URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/250.htm
- Для отвода — газ: насколько санкции затормозят «Северный поток – 2». [Электронный ресурс] / — URL: https://iz.ru/957491/mikhail-kalmatckii-natalia-portiakova/dlia-otvoda-gaz-naskolko-sanktcii-zatormoziat-severnyi-potok-2
- Доля обязательных платежей в 2019 году превысит 15% от доходов россиян. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10912157
- Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.
- Индекс IHS Markit PMI® Обрабатывающих отраслей России. Пресс-релиз от 2 марта 2020 г. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.markiteconomics.com/Public/Home/PressRelease/ce50af6c66264cc8bc80d431cc735b11
- Комитет сената США одобрил санкции против России. [Электронный ресурс] / — URL: https://ria.ru/20191219/1562556853.html
- Кудрин выступил против повышения НДС. [Электронный ресурс] / — URL: https://tass.ru/ekonomika/5249514
- Максим Орешкин видит риски взрыва пузыря потребкредитования в 2021 году. [Электронный ресурс] / — URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/maksim-oreshkin-vidit-riski-vzryva-puzyria-potrebkreditovaniia-v-2021-godu
- Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3?from=from_main
- Национальное бюро кредитных историй: в 2019 году доля одобренных заявок на кредиты сократилась на 4,1 процентного пункта. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.nbki.ru/company/news/?id=26932
- Нацпроекты посчитали недостаточным стимулом роста. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/10/31/5db99ac09a79476c45c403df
- Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы: Доходы федерального бюджета в разрезе основных видов доходов в 2018 году. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс] / — URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/neftegazovye-i-neneftegazovye-dohody/?paramPeriod=2018
- О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс] / — URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=97048
- Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов. 2 квартал 2019. Информационно-аналитический материал ЦБ РФ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/83879/review_mfi_19Q2.pdf
- Почему власти вернулись к спорам о нефтяных деньгах. Как Минфин и ЦБ предлагают потратить сверхдоходы из ФНБ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/finances/13/09/2019/5d7b958a9a79472ff7e1e0d6
- Российское продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕС и США. [Электронный ресурс] / — URL: https://ria.ru/20160806/1473673397.html
- Росстат уточнил данные о поквартальной динамике изменений реальных располагаемых денежных доходов населения в 2018 и 2019 годах. Официальный сайт ФСГС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.gks.ru/folder/313/document/71460
- Смена траектории: индекс потребительского доверия снизился после двух кварталов роста. Глобальное исследование потребительского доверия The Conference Board, 4 квартал 2019 г. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2020/smena-traektorii-indeks-potrebitelskogo-doveriya-snizilsya-posle-dvuh-kvartalov-rosta/
- Структура индекса потребительских цен по товарным группам. Официальная статистика ФСГС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/42.htm
- Товарная структура экспорта, данные статистики. [Электронный ресурс] / — URL: Официальный сайт ФТС России http://customs.ru/folder/519
- Финансовые операции частного (по данным платежного баланса РФ). Официальная статистика ЦБ РФ. [Электронный ресурс] / — URL: http://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx
- ЦБ зафиксировал рекордный отток зарубежных инвестиций из России. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958
- Экономика, информационно-аналитический комментарий. Центральный банк РФ, январь 2020 г. . [Электронный ресурс] / — URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27574/EC_2020-01.pdf
- Acosta-Ormaechea S., Morozumi A. (2013). Can a government enhance long-run growth by changing the composition of public expenditure? IMF Working Paper, No. WP/13/162.
- Baldacci E., Clements B., Gupta S., Cui Q. (2008). Social spending, human capital, and growth in developing countries. World Development, Vol. 36, No. 8, pp. 1317—1341.
- Mortgage rates just hit a new record low, and they might keep falling. [Электронный ресурс] / — URL: https://edition.cnn.com/2020/03/05/success/mortgage-rates-record-low/index.html
- Tentative Stabilization, Sluggish Recovery? World Economic Outlook by IMF, January 2020. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WEO/2020/January/English/text.ashx?la=en
- S., other powers kick Russia out of G8. [Электронный ресурс] / — URL: https://edition.cnn.com/2014/03/24/politics/obama-europe-trip/index.html
- World Development Indicators, Databank by The World Bank Group. [Электронный ресурс] / — URL: https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG/1ff4a498/Popular-Indicators#
[1] Составлено автором по данным Группы Всемирного банка [42]
[2] Составлено автором по данным ЦБ РФ [34]
[3] Составлено автором по данным Казначейства России [25], за 2019 год взяты предварительные данные Министерства финансов [17]
[4] Составлено автором по данным ФТС [33]