На сегодняшний день по уровню качества жизни Российская Федерация занимает всего 49 место (среди 189 стран) в мировом рейтинге, согласно исследованиям специалистов ОНН по социологии и аналитике, что во многом зависит и от функционирования реформирования и структуризации системы социальной защиты населения в стране. Действующие меры решения социальных проблем сталкиваются с различными проблемами их реализации, что поспособствовало росту исследований в сфере социальной защиты. Данный вопрос является одной из ключевых проблем, что и обуславливает актуальность работы.
Прежде всего следует обратиться к терминологии, в науке как и в законодательстве Российской Федерации нет такого однозначного понятия как «социальная защита», однако, обозначено что можно понимать под государственной социальной помощью, заключающаяся в предоставлении определенным категориям граждан, указанных в законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[1] Также основой рассмотрения понятия социальная защита в РФ являются конституционные положения, отражающие направление государственной политики в социальной сфере, где закреплено, что государство создает условия для достойного уровня жизни населения.[2]
В широком смысле, согласно научной литературе, социальная защита представлена, как взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти, посредством внедрения различных способов и мер, влияющих на благосостояние жизни населения. В узком же смысле данный термин рассматривается уже с точки зрения самого процесса администрирования в социальной сфере и совокупности конкретных мер и способов.[3]
Итак, проанализировав выше сказанное, можно предположить, что социальная защита есть совокупность различных мер, способов решения проблем в социальной сфере и социальных услуг, закрепленные законодательством, предоставляемые государством для обеспечения высокого уровня жизни населения.
В работе будет рассмотрена указанная проблема на примере Республики Саха (Якутия). Приоритетом системы социальной защиты РС(Я), как и на федеральном уровне, является удовлетворение жизненных потребностей определенных категорий граждан (пожилых, инвалидов, сирот и т.д.). На сегодняшний день основными направлениями решений социальных проблем в республике являются: сохранение социальной стабильности в обществе и усиление адресности предоставляемой помощи. Сама система представляет собой совокупность учреждений социального обслуживания, численность которых на 2019 год составляет 93.
Главная проблема, как уже отмечалось, состоит в исполнении и реализации возложенных функций, действующая система не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в сфере социальных услуг. Так, например, обеспечение установленных нормами коек в детских домах-интернатах в РС(Я) составляет 36%.[4]
Также говоря о ситуации проблемы обеспечения социальной защиты в РС(Я) необходимо отметить, что согласно рейтингу российских регионов по качеству жизни на 2018 год республика занимает 72 место из 85 субъектов РФ, а рейтинговый бал – 37.617, по сравнению с 2017 годом уровень понизился на одну ступень.[5]
Для развития государственной политики в социальной сфере РС(Я) разрабатываются различные государственные программы. По итогам государственной программы на 2012-2019 годы отмечалось, что была произведена активная работа, но реализация столкнулась с рядом проблем: нечеткость определения стратегии в целом, финансирование, определение адресности предоставления социальной помощи, качества и доступности социальных услуг.
Сейчас же действует новая государственная программа «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», исполнителем программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Исходя из выводов предыдущей программы разработана цель на 2018-2022 годы – повышение доступности социального обслуживания населения, а также создание условий для повышения уровня благосостояния населения. Задачи на эти годы:
- Повышение качества жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
- Повышение уровня жизни определенных категорий граждан, закрепленных законодательством;
- Улучшение условий труда;
- Повышение уровня доступности социальных объектов и услуг определенных категорий граждан, закрепленных законодательством.
Система социальной защиты РС(Я) предусматривает предоставление различных видов социальных услуг более 100 тысячам граждан. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16% от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги — более 80 одиноких престарелых граждан.
Таблица 1
Численность населения РС(Я) 2017-2019 годы
Год |
Все население, тыс. человек |
В том числе: |
|
Городское |
Сельское |
||
2017 |
962, 8 |
630,5 |
332,3 |
2018 |
964,3 |
632,9 |
331,5 |
2019 |
967 |
637,4 |
329,6 |
Таблица 2
Динамика прожиточного минимума на душу населения в РС(Я) 2018-2019 годы
|
Все население |
По социальным группам |
||
Трудоспособные |
Пенсионеры |
Дети |
||
2018 |
||||
1 квартал |
16 452 |
17 448 |
13 198 |
16 906 |
2 квартал |
16 463 |
17 457 |
13 226 |
16 906 |
3 квартал |
16 463 |
17 475 |
13 242 |
16 846 |
4 квартал |
16 667 |
17 729 |
13 400 |
17 042 |
2019 |
||||
1 квартал |
16 938 |
17 985 |
13 616 |
17 429 |
2 квартал |
17 126 |
18 161 |
13 792 |
17 660 |
Общая численность населения на 2017-2019 годы РС(Я) согласно официальной статистике увеличилась на 4,2 тысячи человек. Величина прожиточного минимума РС(Я) также за эти два года увеличилась исходя из представленных таблиц (см. табл. 1 и 2).[6]
Проанализировав динамику прожиточного минимума и численности населения можно сделать вывод, что представленная государственная программа дает положительные показатели своей деятельности.
Наиболее показательными факторами развития системы социальной защиты РС(Я), выражаются в SWOT-анализе представленной в таблице (см. табл. 3).[7]
Таблица 3
SWOT-анализ работы территориальной трехсторонней комиссии РС (Я)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
— трехстороннее соглашение между районным объединением работодателей, районным объединением профсоюзов и местными администрациями; — возможности инновационного направления; — присутствие квалифицированных специалистов; — достаточная основа трудоспособного населения; — наличие специализированных учебных заведений для подготовки кадров. |
— отсутствие уравновешенных совместных действий власти; — текучка специалистов по многим категориям; — высокий уровень миграции коренных жителей в центральную часть РФ; — недостаточный уровень использования современных систем контроля рынка. |
Возможности |
Угрозы |
— получение федеральной или региональной поддержки, для внедрения новых проектов; — возможность регулирования цен и тарифов на местном уровне для товаров и услуг народного потребления; — возможность обеспечения компенсаций на оплату жилья и др. обязательств в социальной и трудовой сфере. |
— смена руководства в правительстве РС(Я); — утечка молодых квалифицированных специалистов за пределы РС(Я); — экономический кризис. |
Таким образом, система социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) в рамках реализации представленной государственной программы «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» еще требует доработок по реализации всех мер и механизмов управления в сфере социальной защиты населения, но стоит отметить, что есть положительный результат, а также активная работа системы направленная на улучшение социального положения и качества жизни уязвимых категорий населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи»;
- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» (с изменениями на 21 августа 2019 года)»;
- Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник / Г. В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2018. — С. 9-10.
- Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru;
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019).
[1] Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи
[2] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
[3] Сулейманова, ГВ. Право социального обеспечения : учебник / Г.В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2018. — С. 9-10.
[4] Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 года N 2235 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» (с изменениями на 21 августа 2019 года)»
[5] Рейтинг российских регионов по качеству жизни. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html. (дата обращения: 17.11.2019)
[6] Территориальный орган Федеральной службы статистики Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sakha.gks.ru
[7] Там же.