Основоположником метода проектов считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Также, в 1905 году в России под руководством С.Т. Шацкого, появилась небольшая группа педагогов, которая активно внедряла в педагогическую практику новые образовательные методики, похожие на американские проекты. Кроме этого стоит отметить таких авторов, как Е. С. Полат, которая выделила несколько категорий проектов и классифицировала их по критериям. А.А. Хромов понимает метод проектов как систему обучения ориентированную на творческую самореализацию, на развитие физических и интеллектуальных возможностей ребенка посредством создания продукта имеющую практическую значимость, и выполненную под контролем учителя [2].
В современных образовательных системах как одному из интересных методов — методу проекта, отводится значимое место. Этот интерес обусловлен двояким направлением: гуманно-личностным подходом к образованию и творческой направленностью, как школьников, так и учителей.
По мнению Веретенникова Л.К., использование проекта во внеклассной работе представляет особо интересное направление в образовании школьников. Рассматривая проект, как одно из каникулярных заданий, можно убедиться, как становится интересен он детям и их родителям [2, с. 108].
Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях технологии, используются различные практические методы обучения, они классифицируются по типу познавательной деятельности и делятся на репродуктивный, исполнительский или творческий.
Как показывает опыт, репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому отстраняться от нее в обучении нельзя, но и нельзя чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен интегрировать с другими, так как он основан на получении информации, анализу и самостоятельному частично-поисковому методу. В ходе анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию. Поэтому, в практике лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, a, следовательно, и творческим.
В учебном процессе, во время урока, каждый из факторов развития творческого потенциала выступает во взаимной обусловленности и взаимодействии. Отбирая материал к занятию, учителю важно предусмотреть способы, с помощью которых он предполагает вести учащихся от незнания к знанию — методы обучения и формы организации обучения. По мнению Веретенниковой Л.К., на уроке важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку [1, с. 78].
Обобщая вышесказанное следует подчеркнуть, что одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии – это учебно–трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, a иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно–технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально–экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют например: экономический расчет, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, a значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должнa стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Большое значение на занятиях по технологии имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. В процессе выполнения творческого проекта учащие выполняют ряд задач, в строгой последовательности. Выделяют несколько этапов, которые обычно проходят учащиеся в ходе работы над проектом:
1.Ознакомительная беседа с педагогом, учителем этот этап можно отнести к теоретическому осмыслению работы, поискам идей по заданной теме;
- Выполнение эскизов, этап инструктажа (самостоятельная и совместная работа с педагогом);
- Выбор лучшей идеи, утверждение;
- Выполнение работы – это этап, нa котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
- Контроль. Нa этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются.
Таким образом, при выборе методов и способов развития творческих способностей через кружковую деятельность преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.
Литература
- Веретенникова Л. К., Ускова Г. А. Социальная работа. Психолого педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников: учебное пособие. Часть 1. М., РИЦ МГГУ им.М. А. Шолохова, 2008.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., ИД “Академия”, 2003, 273с.
References
- Veretennikova L. K., Uskov, G. A., Social work. Psychological pedagogical bases of development of creative potential of younger school students: textbook. Part 1. M., RITS MGGU.M. Sholokhov, 2008.
- Polat E. S. New pedagogical and information technologies in the education system. M., ID «Academy», 2003, 273 p.
© О.И. Маркова, А.Д. Прудецкая, 2018