МИФ О «ШАМБАЛЕ» Н.К. РЕРИХА

21 мая 4:09

За последнее десятилетие был опубликован целый ряд новых научных исследований о жизни и творчестве русского живописца и мистика Николая Рериха (1874-1947) и его жены Елены Ивановны (1879-1955), еще одной фигуры духовного движения «Агни-йога».

Русский художник-символист и исследователь был очарован мифом о Шамбале. Шамбала имеет разные значения, но чаще всего ее видят как легендарную скрытую деревню во Внутренней Азии, место, в которое Рерих верил в буквальном смысле слова. Другие говорят, что есть внутренняя Шамбала, состояние просветления, до которого когда-то может дойти все человечество. Легенда, с которой Рерих был наиболее знаком, — это Шамбала как земная связь с небесами, расположенная в тайной долине где-то в Гималаях. Великие махатмы всех веков живут там в ожидании того времени, когда Ригден Джапо, правитель Шамбалы, возглавит свою армию в последней битве против сил зла.

После их уничтожения начнется эпоха Шамбалы — эпоха, отмеченная миром, красотой и истиной. Подобным образом, Вишну Пурана описывает Шамбалу как место рождения Калки, последнего аватара Вишну, который откроет следующую Сатья Югу (Золотой век). Кришна, который жил на земле более 5 100 лет назад, был восьмым аватаром Вишну, прямо в начале Кали-юги.

Согласно нескольким теософским рассказам, предназначение Рериха состояла в том, чтобы вернуть в Шамбалу чинтамани (сокровище, исполняющие желания), доверенное ему Лигой Наций. Его группа утверждала, что Шамбала находится в Алтайском регионе. И сегодня последователи Рериха продолжают его убеждение в том, что Алтайские горы — это великий духовный центр, так или иначе связанный с Шамбалой.

Семья Рерихов прибыла в порт Бомбея (Индия) 2 декабря 1923 года, что стало началом многолетней экспедиции в Средней Азии. К концу месяца они поселились в английском курортном городе Дарджилинг и восхитились видом на Канченджангу. Некоторое время они жили в доме, который был местом паломничества, согласно легендам, в котором жил пятый Далай-лама. Сопоставление с их путешествием стало важным событием в мифе о Шамбале — перелете Таши Ламы, Тюбтена Чёкьи Ньимы (девятого Панчен-ламы) из его страны.

В Сердце Азии: Воспоминания из Гималаев Рерих рассказывает много сказок о Шамбале, которые он слышал во время своей экспедиции. Один тибетский лама рассказывает, что во время путешествия по святым местам Индии он познакомился с индуистским садху. Они говорили друг с другом на разных языках, но могли понимать друг друга: «Только во времена Шамбалы все языки будут понятны без предварительного изучения, потому что мы слышим и понимаем не внешний звук, и мы видим не физическим глазом, а третьим глазом, который вы видите символически на лбу наших образов, — это глаз Брахмы, глаз всевидящего познания. Во времена Шамбалы нам не нужно будет полагаться только на наше физическое зрение. Мы сможем воспользоваться нашими великими внутренними силами».

 

Мифы из разных культур рассказывают одну и ту же историю о рождении героя или бога, который соберет свою армию, чтобы победить тьму. Картина «Воин света» изображает одного из воинов, который победит врагов Шамбалы — видение крылатого белого воина и его коня в облаках, вооруженного Красотой и Светом.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3677-4.PNG

Рисунок 1 — Николай Рерих, «Воин Света». 1933

 

Рерих никогда не сталкивался с земной Шамбалой, но в своей жизни он многое сделал для сохранения ее наследия. Пакт Рериха (Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников) является межамериканским договором, в котором говорится, что защита объектов культуры важнее использования или уничтожения этой культуры в военных целях. Он был подписан 15 апреля 1935 г., и хотя он не является международным правом, его идеи оказали влияние на установление стандартов сохранения культуры.

В «Шамбале» Рерих записал путь своего путешествия по Средней Азии и Тибету с точки зрения духа. Это запись легенд, притч — той самой сущности, из которой состоит его реальность, и все это раскрывает различные грани темы Шамбалы. Путешествуя по дороге, он различает всю красоту природного зрелища, через которое проходит его путь. В своих работах — как в картинах он записывает панораму увиденного в последовательных изречениях и картинах, которые перетекают в великолепное зрелище. Но, кроме того, Рерих воспринимает не только тонкое проявление стран и народов, через которые он проходит, а также он различает их мысли; он воспринимает надежды и верования, которые, подобно ветрам, проносятся по космосу. И именно эта характерная черта его работ — становится жизненной силой послания Рериха.

Нужно отметить, что стиль Рериха обладает неповторимым качеством и синтезом жизни. Он передает фрагменты кажущейся фантазии, мифа в образец сущностной истины и сущностной красоты. «В «Шамбале» Рерих произносит воззвание нового человеческого достижения и новой человеческой судьбы.

Также художник разделяет уникальную технику живописи, которую он же и разработал. Используя исторические данные вместе со своими экстрасенсорными впечатлениями, он создает наполненные силой произведения искусства, основанные на сакральных местах и их мифологии.

Искусство художника включает в себя фотографии, образы и исследования, которые публика никогда раньше не видела. Глубокие озарения и глубокие ответы скрыты в его картинах.

 

Список литературы:

  1. Рерихи: Мифы и факты: сб. ст. / Под ред. А.И.Андреева, Д.Савелли. Спб.: Нестор-История, 2011.
  2. 2. Рерих Н.К. Мистицизм // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. С. 604–605.
  3. 3. Шишкин О. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999.
  4. 4. Андреев А.А. Время Шамбалы. СПб.: ИД «Нева»; М.: Олма-Пресс Образование, 2002.
  5. Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Факты и домыслы // Материалы Международной научно-общественной конференции «В защиту имени и наследия Рерихов». 2001. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002. С. 147–166.

a