Особенностью содержания современного начального образования в условиях ФГОС является не только ответ на вопрос: — «что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести)?», но и формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Проблемы преемственности между начальным общим и средним математическим образованием весьма интересна и привлекает внимание многих ученых-педагогов. Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Процесс обеспечения преемственности будет эффективным, если в школьный курс математики ввести элементы алгебры, так как при изучении математики на 5 классе почти полчетверти уходит на повторение материала изученного в начальных классах. Следовательно, при разработке системы упражнений важно в полной мере обеспечить не только совершенствование традиционно изучаемого материала, но и его углубление и расширение, что обеспечит преемственность между начальным общим и средним математическим образованием.
Алгебра, так же как и математика в начальной школе, занимается нахождением решений различных вопросов, относящихся к числам. Но между ними есть существенная разница — алгебра имеет дело не с числами, а с буквами, которые могут обозначать какие угодно числа и рассматривает не конкретные результаты этих операции (ответы), а их свойства.
С методической точки зрения основная роль элементов алгебры в курсе начальных классов необходима для того, чтобы способствовать формированию представлений детей о понятии «количество» и смысле арифметических действий.
В настоящее время популярны две тенденции в определении объема содержания алгебраического материала в курсе математики начальной школы:
- Первая тенденция связана с ранней «алгебраизацией» курса математики начальных классов. То есть знакомство с материалом начинается уже в первом классе. Представителями этой тенденции можно считать авторов альтернативных учебников системы Л.В. Занкова (И.И. Аргинская), системы В.В. Давыдова (Э.Н. Александрова, Г.Г. Микулина и др.), системы «Школа 2100» (Л.Г. Петерсон), системы «Школа XXI века» (В.Н. Рудницкая).
- Вторая тенденция, наоборот, вводит алгебраический материал в курс математики для начальной школы на его завершающем этапе, в самом конце 4 класса. Представителем данной тенденции можно считать автора альтернативного учебника системы «Гармония» Н.Б. Истомину [1, 23c].
В начальной школе вполне возможно преподавать алгебру как науку. В настоящее время идеями относительно структуры и способов построения новых программ занимаются не только математики, но и психологи, логики и методисты. Все вместе они стараются удовлетворить следующие требования:
— преодолевать разрыв между содержанием математики в начальной и средней школах;
— преподавать систему знаний об основных закономерностях количественных отношений объективного мира; при этом свойства чисел, как особой формы выражения количества, должны стать отдельным разделом программы;
— обучать детей не только навыкам вычисления, но и приемам математического мышления: это предполагает построение такой системы задач, которая основывается на углублении в сферу зависимостей реальных величин (связь математики с физикой, химией, биологией и другими науками, изучающими конкретные величины);
— решительно облегчить всю технику вычисления, сводя до минимума ту работу, которую нельзя выполнить без соответствующих таблиц, справочников и других подсобных (в частности, электронных) средств [2, 41c].
Таким образом, одной из важнейших целей математики в начальной школе является подготовка учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе с введением алгебраического материала — это дает ученикам владение определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на более сложных уровнях.
Список использованной литературы:
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1977.
- Егорова Е.П., Шадрина С.Н. Подготовка младших школьников к всероссийской проверочной работе по математике// Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 123-125.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Эверстова В.Н., Иванова А.В., Бугаева А.П. Актуальные аспекты подготовки учителей математики в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. – Пенза: Изд. дом «Академия Естествознания», 2015. — №12-5. – С.951-954.
©А.Э. Прокопьева, А.А. Кожурова, 2018