РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

4 апреля 6:11

Прежде, чем перейти к описанию возможности и необходимости развития этнографических и географических знаний на уроках истории, рассмотрим обстоятельства, раскрывающие тесную связь между науками. Данные этих наук широко используются в преподавании и изучении истории. Например, невозможно объяснить военную историю, не используя географические знания. Невозможно объяснить величайшее событие, послужившее водоразделом между древней и средневековой историческими эпохами – великое переселение народов. Подобным образом невозможно изучить сущность, например, монгольского ига на Руси, не затронув вопрос об этнических особенностях монгольского и русского народов. Только рассмотрение этнических характеристик монголо-татар делает понятным для учеников суть изучаемых явлений. С одной стороны, объяснение кочевого образа жизни народа помогает понять, какие цели они преследовали, захватывая земли. Становится понятно, что кочевое племя нуждалось в новых пастбищах и землях, в богатствах этих земель. Становится понятно, что у них не могло было цели руководить огромными территориями, где велось оседлое хозяйство. С другой стороны, этнографические характеристики помогают выявить примеси в русской культуре, появившиеся после монголо-татарского ига.

Этнографический аспект особенно интересовал представителей школы анналов[1]. Они предлагали включать в исторические исследования знания о самосознании и обычаях народа, чтобы объяснить мотивы поведения их представителей. Такой подход называется понимающей историей.  Кроме того, этнографические и исторические знания имеют общие источники – письменные свидетельства, надписи, предметы материальной культуры и археологические находки. История – это наука о прошлом. Этнография –наука об образе жизни народа. На сегодняшний день аутентичность большинства народов пострадала. Поэтому именно историки являются теми специалистами, которые призваны обогащать этнографические знания. На сегодняшний день ключевые позиции в научном знании занимают междисциплинарные исследования.

Собственно географические знания делятся на три блока: физическая география, социально-экономическая география и картография. Следовательно, изучение географии в рамках преподавания исторического материала в школе по программе «Школа России» начинается во 2 классе. Школьники знакомятся с понятием карты, начинают читать карту, используя условные знаки. Они узнают расположение основных географических точек России на карте: Волга, Днепр, Уральские горы, Черное море и др. В рамках разговора об истории родного города школьники запоминают расположение города, близкорасположенных рек, гор и т.д. Изучение истории Москвы дает ориентир в системе рек центральной России, основывается на описании климата центральной части страны. Учитель рассказывает об исторических фактах, касающихся истории древнерусского государства, содержащихся в Повести временных лет. Здесь изложение истории первых киевских князей тесно связано с климатическими различиями севера и юга Руси, вытекающими из этого социально-экономическими особенностями. Возникает образ пути из Варяг в Греки, который связывал скандинавские страны с Черным морем. Описание этого пути включает в себя систему рек – Западная Двина, Днепр, понятие порога реки, устья и истока, побережья Черного и Средиземного морей.

Следующий вопрос, требующий рассмотрения – какие стадии формирования географического знания реализуются на уроках истории. В соответствии с компетентностным подходом, в рабочих программах по истории при изучении каждого предмета обучающийся должен овладевать определенными нормативом компетенциями для каждой темы. Отсюда следует обратная связь географического и исторического знания – включение элементов географического знания в преподавание истории.  Проанализируем процесс работы с географическими знаниями с точки зрения структуры цель – мотив – содержание — способы. В данном случае целью изучения географических материалов или применения знаний на практике является разъяснение сущности исторического знания. Отсюда вытекает несколько возможных мотивов познавательной деятельности. Во-первых, получение «положительного поглаживания» от педагога или избежание отрицательного поглаживания, в той или иной форме, во-вторых, понимание нового материала. В этом случае происходит активизация имеющихся знаний. Содержание географической информации в данном случае носит несистемный характер, выбор информации определяется дидактическими целями, которые, как правило, сосредоточены на предмете «История». С точки зрения этапности формирования знаний, умений, навыков часть информации, которая сообщается обучающимся в начальной школе, сохраняется в кратковременной памяти, а другая часть, которая актуализируется в оперативной деятельности, например, использование географической карты изученного на специальных уроках региона, или нахождение по известным условным обозначениям объекта обсуждения, служит закреплению материала и переводит его из кратковременной памяти в долговременную. Второй вариант чрезвычайно благоприятен для формирования компетенций на уровне владения информацией и умения применять навыки работы, например, с картой. Из этого вытекает непременное дидактическое требование опоры на изученный географический материал в преподавании исторического материала. Исключением могут стать конкретные факты – населенные пункты, название реки, уже сложнее – государства (поскольку это комплексное знание).

Приведем примеры эффективного и неэффективного внедрения географических знаний на уроке истории. Изучение Истории России и мировой истории в соответствии с ФГОС рассчитано на 6 – 11 классы общеобразовательной школы, где занятия проходят по программе «Школа России»[2].

Первый пример.

Урок истории в 6 классе. Тема: «Правление князя Владимира. Крещение Руси».[3]

При изложении нового материала учитель объясняет, что православная конфессия пришла на Русь из Византии. Византия имела прочные связи с русскими городами, византийские купцы, или, как их называли, «гости», были привычными участниками жизни русских городов, проводили в них свои богослужения, рассказывали русичам про Христа и спасение человечества. Для того, чтобы локализовать на карте территорию Византии и соотнести историческую информацию с современностью, он показывает на карте территорию современной Турции положение ее столицы, Стамбула, которая и есть город Константинополь.

Второй пример.

Урок истории в 11 классе. Тема: «Кризис власти и распад СССР».

Рассказ учителя о Беловежских соглашениях начинается с того, что он описывает, как Б. Ельцин, С. Шушкевич и Л. Кравчук подписали соглашения, по которым они, в качестве лидеров государств-учредителей договора о создании СССР 1922 г., признали его утратившим силу и объявили о создании суверенных государств Российской федерации, Украины и Республики Белоруссии. За этим последовал так называемы Парад суверенитетов. Далее учитель просит учащихся показать на карте территории современных государств РФ, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и др.  Он поясняет, что именно после рассматриваемых событий государства приобрели современные территориальные очертания, которые потом изменялись. Например, можно назвать включение территории Крыма и Чеченской республики в РФ.

Пример 1 показывает неэффективное использование географических знаний, усложнение изучаемого материала. Пример 2, наоборот, демонстрирует, как при изучении исторического материала происходит закрепление географических знаний.

Если говорить об этнографических знаниях, то можно опереться на достижения школы анналов. Представители этой научной школы утверждали, что понимание сущности исторического процесса приходит через понимание повседневной жизни народа. Например, изучение упомянутой темы крещения Руси наводит на разговор об этногенезе славян, о языческих представлениях о мире и формировании национальной идентичности в процессе объединения государства. Уже на уроках в 5 классе можно рассматривать особенности уклада жизни, верований, внедряя элементы игры и моделирования – создание элементов национального быта, атрибутов культа, моделей жилища и т.д. В этом смысле этнография – благодатный материал для младших и средних школьников, элемент интерактивности, опирающийся на творческие ресурсы, присущие возрасту. Кроме того, этнографические знания опираются на представления школьников о повседневности, поэтому легко усваиваются ими. В старших классах вполне уместны исследовательские проекты с опорой на местный материал. В этом смысле ценнейшим ресурсом должны служить краеведческие музеи. Использование знаний об этносе чрезвычайно ресурсно, поскольку в век технологий оно позволяет развивать такие процессы, как воображение, образное мышление, творческое мышление, манипулятивные навыки, способствующие развитию когнитивных процессов. И при этом несут в себе такой мощнейший стимулирующий инструмент, как интерес, любопытство. Еще одна важная черта этнографического знания – способность воспитывать чувство патриотизма через ощущение самоидентификации со своим народом. Последнее делает включение этнографического знания необходимым условием реализации воспитательной функции школьного образования и, в частности, преподавания истории. Среди наиболее благодатных тем для изучения этнографических процессов можно назвать, в первую очередь, историю культуры, историю восточных славян, монголо-татарское нашествие, борьбу с крестоносцами, историю культуры в разделе истории, посвященном истории зарубежных стран («Всеобщая история»)

Таким образом, географические и этнографические знания неразрывно связаны с историческими. Однако их использование на уроках истории требует учета возрастных особенностей и теоретической подготовленности учащихся.

Литература.

  1. Блок М. Антология истории. — М. 2020 – 432 с.
  2. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс./А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая – М. 2020 – 303 с.
  3. Данилевский И.Н. история России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI в./И.Н. Данилевский, И.Л. Андреев, М.К. Юрасов. – М., 2020 – 283 с. 
  4. Дронов В.П. География. 5 класс./ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева – М. 2015 – 288 с.
  5. ФГОС [сайт] — https://fgos.ru/

 

[1] 1.        Блок М. Антология истории. — М. 2020 – 432 с.

[2] ФГОС [сайт] — https://fgos.ru/