Одной из актуальных проблем методики развития речи учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование и развитие семантики лексикона, поскольку лексический запас, его характер и актуализация находятся в тесной связи с уровнем развития познавательной деятельности [2].
Важным аспектом лексико-семантического развития является овладение вторичными наименованиями, которые способствуют семантическому уточнению, выразительности и образной передаче смысловой информации.
Работа по развитию лексикона, направленная на усвоение системы языковых номинативных единиц и парадигмы их значений, способствует актуализации языковой компетенции в речевой деятельности [5].
Коррекционному обучению, направленному на усвоение семантики вторичных наименований, всегда предшествует исследование состояния семантического аспекта вторичных наименований школьников [4]. Предлагаем рассмотреть один из возможных способов его изучения с использованием наглядного материала. Данный способ включает в себя задание на выбор изображения, соответствующего переносному значению номинативного контекста.
Учащемуся нужно прочитать и/или прослушать словосочетание и рассмотреть четыре изображения. В комплект включены картинки, отражающие характер значения каждой лексической единицы номинативного контекста: прямое значение многозначного слова, переносное значение номинативного контекста, значение опорного наименования словосочетания и буквальное (неадекватное) значение. Ученику предлагается выполнить задание по инструкции: «Прочитай. Рассмотри внимательно картинки. Выбери только одну картинку, подходящую к прочитанному/прослушанному словосочетанию».
Задание 1. Определения состояния семантического восприятия контекста с глаголом в образном значении.
- Плачет дерево (дерево; плачущий ребенок; дерево после дождя; из глаз березы текут слезы).
- Цветок проснулся (Проснувшийся ребенок сидит на кровати; нераспустившийся цветок; цветок открывает глаза и поднимает руки вверх; распустившийся цветок).
- Крапива кусается (крапива; собака с открытой пастью; листья крапивы своими зубами кусают за руки; руки со следами ожога от крапивы).
- Дождь барабанит (барабанщик; сильный дождь льется на крышу дома; крупные капли дождя на оконном стекле; дождевые капли с барабанами).
- Море играет (море; волны играют в мяч; дети играют в море; море в солнечный день).
- Река бежит (спокойная река; девочка бежит; горная река; река с ногами).
- Тучи хмурятся (облака на небе; хмурые люди; тучи с хмурым лицом; темные дождевые тучи).
- Молоко убежало (молоко в стакане; девочка бежит; упаковка молока с ногами; молоко пенится и вытекает из кастрюли).
- Снег идет (сугробы снега; люди идут по снежным сугробам; снежинки с ногами идут по дороге; мальчик идет).
- Выглянуло солнышко (ночь; солнце смотрит из окна; девочка выглядывает из-за угла; утреннее солнце светит на улице).
Задание 2. Определения состояния семантического восприятия контекста с существительным в образном значении.
- Носик чайника (человеческий нос; чайник; чайник с человеческим носом; передняя выступающая часть чайника).
- Зонтик груздя (зонт; груздь; шляпка груздя; груздь, у которого зонт вместо шляпки).
- Подошва горы (сапог; гора, стоящая на подошве от сапога; гора; нижняя часть горы).
- Крыло самолета (самолет; крыло птицы; самолет с крылом птицы; крыло, как часть самолета).
- Глазное яблоко (яблоко; лицо с яблоком вместо глаза; яблоко с глазами; глазное яблоко, как зрительный орган).
- Шляпка гвоздя (гвоздь; гвоздь в шляпе; шляпа с надписью «гвоздь»; плоская часть гвоздя).
- Костер рябины (горящая в огне рябина; костер, состоящий из рябины; дерево; гроздь ярко-красной рябины).
- Хвост поезда (кошачий хвост; поезд с кошачьим хвостом; поезд; последние вагоны поезда).
- Небесные жемчужины (жемчужины на небе; жемчужные бусы голубого цвета; небо; ночное небо со звездами).
- Ножки стола (человеческие ноги под столом; стол на человеческих ногах; человеческие ноги; часть стола, на которой держится столешница).
Задание 2. Определения состояния семантического восприятия контекста с прилагательным в образном значении
- Дырявые руки (руки в дырках; дырявая одежда; руки; руки, из которых выпадает ваза).
- Горячий конь (конь; красный конь; горячий чай; конь, сбрасывающий наездника).
- Говорливый самовар (самовар; девочки разговаривают; кипящий самовар; самовар с открытым ртом).
- Сильный ученик (мальчик с гантелями; ученик за партой; мальчик с книгами над головой; ученик, желающий ответить у доски).
- Звездный час (будильник; звезды; луна в ночном небе; победитель соревнований с кубком в руках).
- Острый перец (красный перец; перец с шипами; нож; плачущий мальчик с откусанным перцем в руке).
- Золотые руки (руки из золота; руки с золотыми кольцами на пальцах; руки; бабушка с вязаным свитером в руках).
- Кудрявая береза (кудри у девушки; береза; береза с кудрями вместо кроны; кудрявый парик).
- Блюдо небесное (тарелка; тарелка с зефиром в руках у ангела; тарелка с изображением неба; небо).
- Белокрылое облако (белый голубь; белое голубиное крыло; белое облако с белыми крыльями; белое облако в голубом небе).
Оценка уровня понимания семантики вторичных наименований школьником производится по балловой системе. За каждый верный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, выполнив данное задание – 30.
Учащийся набравший:
- от 1 до 5 баллов – не понимает переносного значения слов;
- от 5-15 баллов – находится на начальной ступени понимания переносного значения слов;
- от 15- 25 баллов – допускает ошибки в разграничении прямого и переносного значения слов;
- от 25 – 30 баллов – безошибочно дифференцирует прямое и переносное значение слов.
На основе данной методики нами было проведено исследование по выявлению состояния овладения семантикой вторичных образований младшими школьниками с ОНР. Исследование проводилось на базе МБОУ «Центр образования – средняя школа № 22». В исследовании приняли участие 16 учащихся младших классов: 8 детей с общим недоразвитием речи и 8 детей с нормальным речевым развитием.
По результатам анализа ответов школьников с ОНР, нами было выявлено, что 25% учащихся находятся на начальной ступени понимания переносного значения слов. 5% учащихся допускает ошибки в разграничении прямого и переносного значения слов. 70% испытуемых не понимает переносного значения слов.
Вышеизложенные результаты изображены в диаграмме №1.
«Диаграмма №1»
Неполноценность овладения семантикой вторичных наименований обусловлена не только речевым статусом, но и недостаточной когнитивной зрелостью детей исследуемой категории [3].
Ранняя диагностика и своевременная коррекция формирования вторичных наименований помогут сохранить адаптивность и подготовить ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе. Коррекция речевых недостатков — это процесс длительный, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения [1].
Список литературы:
- Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры детей младшего школьного возраста с типичным и отклоняющимся развитием: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 2009.- 27 с.
- Озерова, Н.С. Формирование умений структурно-семантического анализа текста учащимися школы V вида: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2010. — 24с.
- Телия В.Н. Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова, М.Л. Ковшова, Е.А. Рысева, В.Н. Телия, И.Н. Черкасова / Под ред. В.Н. Телия. – М.: Отечество, 1995. – 366 c.
- Якушева В.В. Овладение семантикой вторичных наименований учащимися школы V вида: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2011. — 24 с.
- Якушева В.В. Трудности идентификации вторичного наименования младшими школьниками с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2015. — №1. — С. 56-60.