В современных условиях преобладают рыночные отношения. Так, несколько компаний, выпускающих однородную продукцию, вступают в жесткую конкурентную борьбу. Чтобы не только удержаться на плаву, а выйти в лидеры, главной задачей любой компании становится выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что современное состояние рынка России характеризуется следующими тенденциями: нестабильным уровнем экономики страны; нацеленность госполитики на фискальные функции; общая нестабильность кредитной политики и несовершенство существующего законодательства; отсутствие опыта антикризисного управления предприятиями; отсутствие, адекватной рыночным ситуациям, системы управления различных видов деятельности предприятий; отсталость инфраструктуры разных видов деятельности предприятий; низкая конкурентоспособность произведенного товара на внешних и внутренних рынках; наличие на внутреннем рынке страны монополистов [1-2]. Компании в последнее время набирает обороты усиление конкурентоспособности посредством использования логистики и внедрения логистического подхода. Логистика содействует преуспеванию организации, снабжая потребителей продуктами своевременно и в точном соответствии с запросами. Разрабатывая логистическую стратегию фирмы, очень важно хорошо представлять развитие сервисных возможностей и правильно оценивать особенности конкурентоспособности [3].
Учитывая современные тенденции и условия, наиболее эффективным ориентиром, позволяющим развивать бизнес, является ориентация на продукт в совокупности с выстроенным процессом формирования ценности для клиента. Очевидно, что компания, чей ориентир является только продукт, не может быть успешной на рынке. В современном мире продавцы/производители конкурируют за счет предложения ценностей. Исходя из этого, для правильного ведения бизнеса необходимо, в первую очередь понять, что из себя представляет «ценность» для клиента (как воспринимает ее клиент). В зарубежной литературе данный термин называется Сustomer value, он широко используется в маркетинге. Простыми словами, формула Сustomer value выглядит как выгода для продавца в широком смысле, поделенная на материальные/нематериальные затраты покупателя. Таким образом, очевидно, чтобы улучшить данный показатель необходимо уменьшить знаменатель (материальные/ нематериальные затраты покупателя), минимизация данного показателя возможно за счет грамотного процессного управления и соответствия полученной ценности ожиданиям клиента. Следовательно, чем меньше ресурсов расходует клиент — тем больше эффективность работы компании.
Таким образом, мы подошли к тому, что процессное управление, интеграция и взаимосвязь бизнес-процессов в компании, позволяет ей работать и развиваться более эффективно.
В данной статье рассмотрим, как логистика влияет на увеличение конкурентоспособности компании.
Первым делом дадим определение основным терминам. Итак, логистика — это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов [6].
В условиях конкурентной борьбы в большинстве отраслей современной российской экономики очень важным показателем развития предприятия считается конкурентоспособность — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка [4].
Конкуренция является двигателем и вынуждает продавцов/производителей искать снижение цены, не теряя в качестве продукции, повышение качества и лояльности клиента. Но основная проблема, которая встает на пути – это дефицит ресурсов, следовательно, необходимо добиваться поставленных задач в условиях экономии ресурсов за счет логистического управления всеми процессами.
Как известно, логистика оказывает разностороннее влияние на деятельность компании. Каждая компания, являющаяся хозяйствующей единицей, имеет свои цели, которые определяются в зависимости от временного горизонта, сферы деятельности и т.д. Следует отметить, что цели отдельных сфер деятельности компании, ее подразделений не должны противоречить главным целям. Локальные цели должны поддерживать и усиливать главную цель. Именно такое взаимодействие становится результативным и приносит экономический эффект. Логистические процессы тесно связаны с функционированием предприятия и должны подчиняться главным целям компании. Поэтому можно сделать вывод, что логистические процессы направлены на достижение целей компании, посредством обеспечения требуемой интенсивности поставок их получателям, налаженной работой с поставщиками, оптимизации транспортных маршрутов, рациональным формированием запасов во всей дистрибутивной сети и т.п.
Снижение расходов – ключевой фактор в достижения конкурентного преимущества. Логистическая деятельность предоставляет множество возможностей, чтобы рационально оптимизировать и снизить расходы на разных звеньях цепи поставок.
Влияние на снижение затрат с помощью инструментов логистики очевидна. В соответствии с определенной отраслью доля логистических затрат от оборота может составлять от 10 до 30%. Вследствие чего, управлять (снижать) логистическими затратами множено за счет:
- Закупок (Планирование продаж и операций, что позволит оптимизировать закупки и уровень запасов. Можно воспользоваться методикой ABC-анализа: разделить весь ассортимент на группы по востребованности товара от наиболее популярных, быстрооборачиваемых товаров к самым низкопотребляемым и нерентабельным. В свою очередь, XYZ-анализ позволит оценить регулярность сбыта той или иной группы товаров. На основе сочетания этих методов можно оптимизировать ассортимент, что приведет к уменьшению затрат на закупки и поможет избежать накопления излишней продукции. Также необходимо проанализировать поставщиков на предмет эффективности и надежности).
- Работы склада (Анализ использования собственного склада или использование логистических операторов, внедрение автоматизированной системы управления складскими запасами).
- Транспортной логистики (Сокращение затрат на перевозку товаров и время обслуживания клиентов за счёт увеличения количества перевозимых товаров, увеличения точек доставки, оптимизация маршрутов и т.д.).
Логистика оказывает влияние и на инвестированный капитал компании, а именно, через основные элементы активов и пассивов баланса. Чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет, следовательно, быстрее поступят денежные средства. Оборотный капитал (запасы сырья, полуфабрикаты, комплектующие и готовая продукция) также подвержен влиянию логистических процессов, поэтому при грамотном процессном управлении, можно существенно сократить издержки. Около 50% оборотного капитала компаний приходится на запасы, поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, и значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения. Также одним из важных факторов конкурентоспособности компании является надежность отгрузки. Удовлетворяя данный фактор, компания повышает лояльность своих клиентов, а также увеличивает «ценность» для клиента (Сustomer value).
Подводя итог, следует сказать, что логистика, как фактор повышения конкурентоспособности компании, является ключевым аспектом. Логистика влияет практически на все аспекты счетов прибылей и убытков компании. Следовательно, для повышения уровня конкурентоспособности компании, необходимо повысить «ценность» для клиента, а для этого необходимо сформировать правильную логистическую стратегию. Которая будет удовлетворять требованиям основной стратегии компании.
Список литературы:
- Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095471812 (дата обращения: 26.11.19).
- Банкротства юридических лиц в России: основные тенденции // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования [Электронный ресурс] URL: http://www. forecast.ru/ARCHIVE/Analitics/PROM/2015/Bnkrpc-2015-04.pdf (дата обращения: 26.11.19).
- Береговая, И. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / И. Б. Береговая // Символ науки. — Уфа: Омега-сайнс, 2015. — № 12. — С. 90–93.
- Зеленова Е. С. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы // Актуальные вопросы экономики и управления. М.: Буки-Веди, 2016. — С. 159-161.
- Мельникова Т. Ф., Куприянова В. С., Денисюк С. Я. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 431-435.
- Щербаков В.В. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.