Объектом исследования данной статьи является предметное наполнение архитектурного образования. Высшее образование в нашей стране на сегодняшний день предполагает обучение студентов в двухуровневой системе. Первый уровень – бакалавриат, второй уровень – магистратура. В связи с этим и возникает потребность в более детальной разработке структуры обучения. Архитектурное образование подразделяется на следующие виды деятельности студентов: проектная, научно-исследовательская, коммуникативную, педагогическую, экспертную и организационно-управленческую. Так же образование делится на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включается в себя следующие дисциплины и предметы изучения: «Введение в теорию и методологию проектирования», «Теория и методология проектирования», «Теория и методология специализированных, междисциплинарных и продвинутых сфер проектирования». В практическую часть входит архитектурное проектирование, которое имеет разные уровни. Архитектурное образование включает в себя не только знания в области строительных материалов, а строительства как такового. Изучение градостроительства, систему проектирования дома, множество норм и правил. Но также в программу входят такие предметы как: высшая математика, история, философия и множество других наук, формирующих данное образование. Архитектурное образование – это непрерывный процесс. Архитектор не сможет узнать все за годы обучения в университете. Данная профессия рассчитана на то, что человек, должен постоянно учиться. Ведь нормы, правила и архитектурные стили не стоят на месте и с каждым годом приносят новшества в данную профессию.
Регулирование архитектурного образования в нашей стране и задачи высшего учебного заведения предопределяются специфичностью профессии архитектора и его творческой работы, которая ссылается на заключение ключевой гуманистической цели — формирования среды обитания, создание нормальных критерий для удовлетворения духовных и основных необходимостей человека, влияние на эстетическое воспитание и гармоническое становление его личности.[8] Цель общекультурного архитектурного образования является развитие и становление творческого этапа. А также элементарных основ метода, свойственных творчеству, т.е. тех базовых качеств, которые социально важны в настоящее время.
Предметом исследования в данном случае является исторически меняющиеся социальные условия архитектурного общества. Из года в год меняется общество в целом, а значит, меняются и потребности, взгляды, образ жизни людей. То, что казалось бы является главным правилом, возможно уйдет на второй план и сменится новыми принципами. Так же происходит и в архитектурном образовании. Каждый год разрабатываются новые программы, добавляются предметы, которые не были включены в систему до этого времени.
В качестве примера предлагаю рассмотреть приложения к диплому студентов 1966 и 1994 годов (специалитет). При ознакомлении документов были выявлены различия в дисциплинах. К 1994 году количество дисциплин увеличилось. Это говорит нам о том, что действительно из года в год образование усовершенствуется и дает больше возможностей и знаний студентам. Но следует выделить то, что многие предметы предшествующих годов уходят на второй план. Это такие предметы как: история КПСС, политическая экономика, марксистско-ленинская философия, этот список можно продолжить и дальше, он достаточно большой. На мой взгляд, эти предметы достаточно важные для рассмотрения их со студентами. Так как история это основа, которая помогает студенту ориентироваться во времени, а значит и в архитектуре, то, как менялись здания, как строились города. Если сравнивать студентов тех же 60-90х годов и студентов настоящего времени, то заметен прогресс больше в графической части, в навыках работы на компьютерах, но не в идеях самих объектов. Студенты сейчас больше уделяют внимания самому объекту, его внешнему виду, а нужно изначально понимать, кому и для чего проектирует архитектор. Одним из важных объектов у архитектора является общество.
Невозможно говорить об обществе не упоминая философию. Философия все-таки занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Речь идет больше о продуктах деятельности человека. Мы назвали их символами, поскольку символ по определению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, конечно же, не буквально, физически зримо, а символически. Например, в продуктах труда узнаются их создатели. [9] Читая книгу Канке можно рассмотреть цепочку параллелей, между обществом и образованием. То как образование меняется из года в год и выявить причинную связь. Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в 2 шага: в начале первоначальное появление превращается в собственную противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), вслед за тем происходит возврат к начальному появлению, но на более высоком уровне (на стебле бывает замечена не одно, а несколько зерен). Рассматриваемый закон, по всей видимости, свойственен для процессов с циклическим характером развития. Однако развитие не всякий раз идет по циклу (вряд ли современное общество возвратится, в том числе и на так называемой больше высочайшей базе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствующих наук, которые прекрасно обходятся без таких довольно не проясненных понятий, как «превращение в свою противоположность» и «отрицание отрицания».
Нельзя не упомянуть то, что изменения в социальном обществе происходят и в зависимости от менталитета людей той или иной страны. Архитектура воспроизводит среду, в которой воспитывается человек. Собственно по облику каждого города, можно говорить о менталитете людей, проживающих в том или ином месте. [6] Менталитет и архитектура, а значит и архитектурное образование связаны между собой. При обучении архитектурному образованию складывается определенное мировосприятие, метод мышления у студентов. Архитектор, человек, который может управлять достаточно большими массами людей, благодаря его спроектированным зданиям. Дома формируют человека, его мысли, сознание и мировосприятие. Хотим мы этого или нет, но наше настроение полностью зависит от того, что нас окружает.
Менталитет – это восприятие среды человеком, и влияние ее на него. Определенные духовные ценности, настрой человека, его мировоззрение, свойственные каждому человеку. Данное понятие, можно сказать, объединяет человеческие точки зрения, нормы, религиозные взгляды, настроение и другие аспекты. [5] Менталитет также имеет противоречивую реальность и воплощает в себе оппозицию новации и традиции. Между ними должно быть равновесие и определенный баланс, который будет контролировать их между собой. [2]
Термин «менталитет» изначально появился в исторической науке, впрочем, в реальное время его нередко используют в психологии, социологии, архитектуре и других науках. Понятие менталитет также включает в себя оценки, значения, общепризнанных мерок поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и почти все иные аспекты, характеризующие ту или же другую группу людей. Наблюдая за архитектурными стилями разных городов и стран можно многое сказать о человеке, о его менталитете. Часто встречается, что у многих представителей разных наций архитектурные вкусы пересекаются и даже порой совпадают.
Архитектурное образование прививает у будущих архитекторов вкус, определенные традиции, каноны и основные правила, которые будут служить шпаргалкой для каждого при проектировании зданий или городов. Глядя на жилые дома, небоскребы, офисы, различные дома культуры и любые другие здания, которые находятся в городе, можно определить менталитет людей, их настроение, поведение и уровень культуры. Среда создает человека как личность и его понимание. Архитектор, можно сказать, занимается воспитанием людей и формированием ментальности городского места. Окружающая среда, хотим мы этого или же нет, задаёт поведение и имеет возможность навязывать различные ощущения у человека. Когда у человека появляются досадные чувства вполне вероятно это реакция на восприятие среды, в которой он располагается. Город — это воплощение различных мыслей архитекторов, то что он чувствует, думает и считает должно быть в данном месте.
При обучении архитектурному образованию мы проходим долгий этап от истории архитектуры, до изучения материалов и влияния их на человека. Архитекторов учат проектировать не просто различные сооружения, а вкладывать в них историю. Облик, внешний вид, характер постройки. Также сюда можно отнести менталитет на уровне национальных культур (русские, американцы, немцы). В каждой стране, у каждой нации есть свои каноны и методы проектирования, есть своя изюминка и отличительные черты в образах, которым их обучали в архитектурных школах.
Метленков Н. Ф.: В последние годы начинает качественно изменяться пред/четное содержание во всех профессиональных и общеобразовательных сферах. Связано это с изменением глобальной основы цивилизации, с изменением способа производства и типа ментальности в обществе. [1] Ведь архитектурное образование – это одна из древнейших сфер деятельности. Время существования данной деятельности человека равно времени работы по передаче опыта данной деятельности. Образование можно считать, как некий стратегический ресурс для развития общества. Прогресс человечества зависит от нашего прогресса в области знаниях, т.е. нашем образовании. В данном случае профессиональный и социальный менталитет зависит от содержания архитектурного образования. То что мы изучаем, знания, которые нам дают в конечном итоге и дают или положительный результат или отрицательный. Мы формируем среду, в которой человек развивается, существует.
Следует сделать вывод, что предметное наполнение архитектурного образования можно рассмотреть как производное от постоянно меняющегося социального общества. В связи с изменчивостью общества формируются новые признаки.
Профессиональный менталитет считается определяющим условием реализации духовно-творческою потенциала личности в профессиональной педагогической работы. Также в менталитете отражаются личные реагирования на принятые общепризнанных мер, обычаи, этноса, социума, общества, группы, менталитет дает собой форму актуализации ментальности человека.
В архитектурном образовании профессиональный менталитете подключает в себя профессиональные мотивы, на базе которых и складываются профессионально-значимые свойства, ценностные ориентации, обусловливающие статусную роль. Общественные установки, имеющие конкретную социальную выраженность и направление. Менталитет в образовании формируется из ментальных образов – мысленных образов, предопределяющих восприятие явлений реальности.
Социальный менталитет является характеризующей частью человека и общества. Сюда можно включить основные обстоятельства общественной жизни человека. А именно деятельность человека, духовный мир каждого.
Если рассматривать среду, как основной фактор менталитета, то можно выделить не только природные, но и социальные условия жизни человека.[7] Это традиции, быт, политические и экономические отношения. Отсюда можно сделать вывод, что смена менталитета предполагаем смену жизненной среды, т.е. замену старых традиций, символов на другие, новые. Новая архитектурная среда формирует менталитет человека. Социальный менталитет в архитектурном образование один из важных факторов.
Архитектурное образование – это не только творческая работа, это сложный мыслительный процесс, в котором есть множество нюансов, принципов, методов и основных правил, которые нужно не просто знать, а применять. Также при рассмотрении содержания архитектурного образования, были выявлены вещи, которые влияют на общество. Благодаря освоению данной профессии и изучению данного образования, архитектор выявляет для себя определенные факторы, которые должны быть учтены при проектировании зданий. Архитектор – творец. Он должен создать такую среду проживания, в которой благоприятным образом вырастет и будет существовать воспитанное общество. Архитектура и строительство являются одними из важных элементов планирования исходной точкой развития и прогресса в областях науки, техники и др. сферах общества. Архитектурное образование учит, воспитывает и дает возможность создавать новое. Так же это изучение пропорций, строительных технологий, основы градостроительства и многое другое. Архитектура также всегда пересекается с философией. Каждое здание имеет свою философию. Глядя на фасад можно прочесть историю, которую хотел передать архитектор. То же самое можно сказать и о городах в целом, каждый город – это история, философия. Но понять ее сможет человек образованный, который стремится к познанию мира.
Предметное наполнение является эволюционным процессом. Постоянно требующий совершенствования, выдвижения новых теорий и методик архитектурного образования. Так как необходимо учитывать регулярно меняющиеся ментальные основания профессионального сознания. Общество с каждым годом прогрессивно «растет». Как было сказано выше, время не стоит на месте и с каждым годом наука набирает свои обороты и появляется множество новшеств, которые улучшаю жизнь человека. Отсюда следует, что образование не может стоять на месте. Создаются новые методы, новые модульные формы организаций знаний. Вводятся различные технологии обучения, которые дают возможность улучшить мыслительный процесс и добиться новых успехов.
Библиографический список
1) Архитектурное образование : проблемы развития [Текст] : монография / А. П. Кудрявцев [и др.] ; Науч.-исслед. ин-ттеории архитектуры и градостроительства, Москов. архитектур. ин-т. — 2-е изд. : URSS, 2009. — 49 с.
2) Климов, Е. Профессиональный менталитет и психоэкологическая
гипотеза // Общественные науки и современность №6, 1995, с. 140-149
3) Николаев, И. С. Профессия архитектора / И. С. Николаев. – Москва. – 1984. –384 с.
4) Т. Л. Кильпе. Основы архитектуры: Учеб. / Т. Л. Кильпе. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 2002 – 159 с.
6) Шеншаков, А. Г. Метафизические аспекты ментальности. / А. Г. Шеншаков. – Москва.: Эльиньо, 2009.
7) Гуманитарные науки : Культурология. Менталитет и ментальность. – URL: http://libraryno.ru
8) Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования» / Б. Г. Бархин. — Москва.: Стройиздат, 1993.
9) Общая философия науки : учебник / В.А. Канке. – Москва : Издательство «Омега-Л», 2009. – 354с. : ил. – (Университетский учебник) с. 15 и 17)
Bibliograficheskij spisok
1) Arhitekturnoe obrazovanie : problemy razvitija [Tekst] : monografija / A. P. Kudrjavcev [i dr.] ; Nauch.-issled. in-tteorii arhitektury i gradostroitel’stva, Moskov. arhitektur. in-t. — 2-e izd. : URSS, 2009. — 49 s.
2) Klimov, E. Professional’nyj mentalitet i psihojekologicheskaja
gipoteza // Obshhestvennye nauki i sovremennost’ №6, 1995, s. 140-149
3) Nikolaev, I. S. Professija arhitektora / I. S. Nikolaev. – Moskva. – 1984. –384 s.
4) T. L. Kil’pe. Osnovy arhitektury: Ucheb. / T. L. Kil’pe. – 3-e izd., pererab. I dop. – M.: Vyssh. Shk., 2002 – 159 s.
5) https://ru.wikipedia.org
6) Shenshakov, A. G. Metafizicheskie aspekty mental’nosti. / A. G. Shenshakov. – Moskva.: Jel’in’o, 2009.
7) Gumanitarnye nauki : Kul’turologija. Mentalitet i mental’nost’. – URL: http://libraryno.ru
8) Barhin, B. G. Metodika arhitekturnogo proektirovanija» / B. G. Barhin. — Moskva.: Strojizdat, 1993.
9) Obshhaja filosofija nauki : uchebnik / V.A. Kanke. – Moskva : Izdatel’stvo «Omega-L», 2009. – 354s. : il. – (Universitetskij uchebnik) s. 15 i 17)
f