18 октября 2016 года министр образования Ольга Юрьевна Васильева утвердила национальную концепцию гражданско-патриотического воспитания в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой нами определены в качестве ориентира в проектировании основные задачи воспитательной работы с младшими школьниками:
Основными задачами данной программы являются:
— формировать патриотический дух и любовь к своей Родине у младших школьников Российской Федерации;
— воспитывать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
— познакомить учащихся с выдающимися гражданами России, их вкладом в развитие национальных ценностей в условиях ветеранских организаций.
Формирование патриотизма у младших школьников – процесс длительный и многогранный. Без чувства любви к Родине нельзя построить сильную Россию. Без почитания истории родной страны, дел и традиций старшего поколения невозможно вырастить достойных граждан.
Решая задачи патриотического воспитания, учитель начальных классов должен выстроить свою деятельность, учитывая следующие факторы:
— актуальность определенных знаний в данном возрасте;
— процесс формирования патриотизма должен быть непрерывным и носить систематический характер воспитания;
— необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, учитывая его психологическиеособенности;
— разнообразие форм работы и видов деятельности с учетом возраста младшего школьника[3], [4].
В данной статье мы рассмотрим опыт формирования патриотизма у младших школьников на примере 1 «А» класса МОБУ «Городская классическая гимназия».
Мы исходили из позиции о том, что патриотическое воспитание учащихся должно осуществляться не только в рамках планируемых воспитательных мероприятий класса и школы, но и в учебном процессе через изучение учебных дисциплин, так и через внеурочные занятия. Таким образом, младший школьник должен оказаться в целостной образовательной среде, целенаправленно ориентированной на достижение воспитательных задач, определенных общероссийской программой.
Так, патриотическое воспитание осуществляется на уроках по разным предметам учебного плана, включая русский язык и литературное чтение, окружающий мир, технологию и др. Вышеперечисленные дисциплины прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, традициям, природе, к народам, живущим на этой земле, необходимость сохранять и любить родной край. Младший школьник получает знания о своей стране, географическом положении, государственной символике, флоре и фауне. На уроках используется исторический материал о тех, кто прославил страну, наш край, нашу республику [5].
С целью обеспечения целостности патриотического воспитания нами была разработана программа внеурочной деятельности, в которой была сформирована цель: формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю; способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Таким образом, используется для реализации патриотического воспитания как урочное, так и внеурочное время. Различные формы занятий — экскурсии, посещение музеев, выставок, патриотические кружки, торжественные вечера, концерты, встречи с интересными людьми, — все это можно и нужно использовать в процессе воспитания. Учащиеся с удовольствием изучают материал, связанный с культурой народа, природой, историей родной страны, особенно когда сами являются непосредственными участниками творческого процесса, осваивают информацию в деятельностном формате. Системная и деятельностная организация воспитательной работы способствует повышению общего уровня нравственной культуры, основ патриотизма и гражданственности, что закономерно будет влиять на развитие потребности в получении новых знаний о Родине, о традициях народа.
Список использованной литературы
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8
- Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4
- Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
© Э.И. Федотова, А.Н. Неустроева, 2018