Целью данной статьи является выявление проблем в механизме реализации прав человека в СНГ.
Всеобщая декларация прав человека, основанная на принципе неотъемлемости прав и свобод для жизнедеятельности любой личности, закрепила возможность ограничения прав личности со стороны государства только в исключительных случаях. Однако функции контроля и защиты прав человека Декларация возлагала лишь на государство.
Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к локальным вооруженным конфликтам, показали неэффективность внутригосударственного контроля за их соблюдением. Поэтому начиная с середины 70-х годов XX столетия в международно-правовых документах, принимавшихся в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), прослеживается тенденция определить функции международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделенными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека» [1].
Целями Содружества независимых государств в соответствии с положениями Устава и Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. являются обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ-ОБСЕ для всех, вне зависимости от расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений, содействие гражданам государств — членов СНГ в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве, взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.
Несмотря на то, что на всевозможных уровнях закрепляется межгосударственное сотрудничество в области прав человека, по-прежнему трудно изжить политизацию проблемы прав человека, когда за обсуждением того, как соблюдаются права человека в той или иной стране, скрываются политические соображения.
Как справедливо отмечает С.В. Черниченко, «в угоду политическим интересам преувеличиваются масштабы и серьезность нарушений прав человека в государствах, отношения с которыми складываются неблагополучно, и приуменьшают их в государствах, являющихся политическими союзниками» [2]. Такая политика двойных стандартов в области прав человека неприемлема. В целях деполитизации сотрудничества государств в области прав человека в 1993 году участники Всемирной конференции по правам человека приняли Венскую декларацию и Программу действий, где они признали «важность обеспечения универсальности, объективности и неизбирательности при рассмотрении вопросов прав человека» [3].
К сожалению, международные механизмы и процедуры, целью которых является обеспечение выполнения своих обязательств в области прав человека, не решают проблему политизации и деидеологизации. На международных форумах представители государств-участников по-прежнему подвергаются давлению со стороны государств своего гражданства. Менее остро проблема политизации стоит в органах, члены которых выступают в личном качестве, в частности как независимые эксперты или специальные докладчики. Решению проблемы деполитизации вопросов, связанных с правами человека, по нашему мнению, могло бы способствовать выдвижение в качестве международных должностных лиц людей добросовестных и, насколько это возможно, объективных. Другой важный вид деятельности, направленный на деполитизацию вопроса о правах человека, связан с совершенствованием критериев рассмотрения индивидуальных жалоб. Если заинтересованное государство является участником договоров, предусматривающих создание контроля, юридических проблем не возникает. Не возникает проблем и в случае согласия заинтересованного государства на рассмотрение индивидуальных случаев вне контрольных механизмов, например, в Совете по правам человека. Таким образом, на сегодняшний день имеется ряд проблем в реализации механизмов защиты прав человека в СНГ, среди которых проблемы политизации и деидеологизации.
Литература:
- Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий с выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на открытии конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.
- Международное сотрудничество в области человека: Документы и материалы. М., С. 296, 300.
- Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 — 28.
- Основы теории государства и права: курс лекций / сост.: Ахмадуллина И. А.– Набережные Челны: Филиал ВИПК МВД России, 2019.
References:
- World Conference on Human Rights. Vienna Declaration and Program of Action with a speech by UN Secretary-General Boutros Boutros-Gali at the opening of the conference. New York, United Nations, 1995.S. 34.
- International cooperation in the field of human: Documents and materials. M., 1993.S. 296, 300.
- Chernichenko S.V. UN and Human Rights (Results and Problems of the Half-Century Path) // Diplomatic Yearbook. M., 1997.S. 27 — 28.
- Fundamentals of the theory of state and law: lecture course / comp .: Akhmadullina I.A. – Naberezhnye Chelny: Branch of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.
[1] Международное сотрудничество в области человека: Документы и материалы. М., 1993. С. 296, 300.
[2] Черниченко С.В. ООН и права человека (Итоги и проблемы полувекового пути) // Дипломатический ежегодник. М., 1997. С. 27 — 28.
[3] Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий с выступлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на открытии конференции. Нью-Йорк, ООН, 1995. С. 34.