РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

20 мая 11:08

Введение

 

В последнее время увеличилось число бракоразводных процессов в России. Число неполных и смешанных семей неумолимо растет. Это, в свою очередь, вызывает психолого-педагогические проблемы, связанные с психологическим состоянием детей, растущих в данных семьях. Многочисленные исследования показывают, что формирование личности детей имеет зависимость от состава семьи и эмоциональной атмосферы в ней. Семья – это общественный институт, который выступает также фактором социализации каждого человека [1, с. 19].

Тип родительско-детских взаимоотношений является одним из главных фактором, который формирует характер и особенности воспитания ребенка. Важное место в современной психологии занимает изучение тревожности и агрессивности у младших школьников. Тревожность – это особенность индивидуума, проявляющаяся частыми переживаниями, общим состоянием тревоги, что может негативно сказываться на формировании личности ребенка. Многие психологи и педагоги придерживаются мнения, что истоки формирования данного явления лежат именно в детстве человека. Ребенок является самой уязвимой и чувствительной частью нашего общества, которая принимает все события близко к сердцу, и особенно подвержена эмоциональному воздействию [2].

Агрессивность в психологии трактовано поведением, которое направлено на причинение вреда другим живым существам. Данный вид поведения может проявляться физическим насилием, либо вербальным или моральным воздействием. Данный тип поведения может быть характерен для ребенка с раннего периода. Часто он не поддается управлению взрослых. Это может выражаться вспышками неконтролируемого гнева, криками, попытками к драке, кусанием. Ребенок совершенно не поддается влиянию и гнет свою линию. В ход могут вступать крики, угрозы, катания по полу, слезы, протесты и непослушание. В силу возрастной слабости нервных процессов у детей иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Познавательные процессы носят продуктивный характер, а агрессия разрушительна. К примеру, если ребенок сломал игрушку, для того чтобы изучить ее части и собрать заново, то этот процесс скорее познавательный. А вот если ребенок со злости ломает игрушку, это уже другое дело [3].

 

Материалы и методы исследования

 

Для организации исследования проявления тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей нами были использованы проективные методики. Целью нашего экспериментального исследования было изучение уровня проявления тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

В исследовании принимали участие 20 обучающихся 1 класса (10 мальчиков и 10 девочек).  Всех обследованных детей можно разделить на 2 группы по 10 человек каждая: в одну входят дети, которые воспитываются в полных семьях, во вторую – 3 детей, которые проживают в семье, где отсутствует мама, и, соответственно, остальные 7 — в семье без отца.

Во время эксперимента были использованы следующие методики:

— проективные методики «Рисунок семьи», «Дом – Дерево – Человек», цель которых выявить особенности восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений, определение отношения ребенка к каждому члену семьи, исследование образа себя и образа родителей. Экспериментальное исследование включает анализ рисунков детей экспериментальной группы.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень тревожности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
  2. Определить уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
  3. Сравнить показатели уровня тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста из неполных семей будет выше, чем у детей из полных семей.

 

Результаты исследования

 

Анализ рисунков детей по данным проективным методиками «Моя семья» и «Дом-Дерево-Человек» показали следующие результаты.

Благоприятная семейная ситуация, включающая изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображения совместной деятельности всех членов семьи, хорошее качество линий, имеет невысокие показатели в обоих методиках.

Имеются рисунки, где ребенок «забыл» изобразить родителей или других членов семьи. Вероятнее всего, именно «забытые» персонажи и являются источником его дискомфорта и переживаний.

Рисунков с конфликтной, «проблемной» семейной атмосферой больше, чем радостных, гармоничных. К примеру, во время исследования среди двадцати детей только четверо вложили в изображение своей семьи положительный подтекст. Скажем, на рисунке одной из девочек присутствуют члены семьи, которые взялись за руки, вокруг — деревья и цветы, лица улыбающиеся.

Рисунки детей из неполных семей по проективной методике «Дом-Дерево-Человек» отличаются наличием линий с сильным нажимом, сильной штриховкой, преувеличенным вниманием к деталям и следами вытирания.  70 % детей экспериментальной группы начали рисунок с изображением различных предметов (кругов, треугольников, облаков, деревьев, листьев, солнца). Они как бы «застревали» на предметах или явлениях окружающего мира, оттягивая начало момента рисования людей.

 О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз (60%  и 90%), что говорит о наличии у большинства детей страхов. Кроме того, в рисунках встречается специфическая «тревожная линия» — длинная линия, которая состоит из отдельных мелких штрихов (30%).

Конфликты и напряженные отношения в семье подчеркиваются отсутствием определенных членов семьи на рисунке, изоляцией отдельных фигур, а также разделением отдельных членов семьи, в то время как увеличивается расстояние между ними и ребенком.

Отсутствие основных частей тела и лица (руки — 10%, рот — 20%, уши — 60%), изображение пальцев уменьшено (на 50%), а также штриховка рук (на 30%) может указывать на эмоциональное напряжение в социальном контакте, снижение практики общения и сочетание пониженной потребности в общении с эмоциональной бедностью. Если автор пропустил известные части его лица, это, скорее всего, протест художника против представленного им члена семьи, что указывает на негативное отношение. Если ребенок представляет себя таким образом, это может говорить о его отчуждении в семье и проблемах общения с другими, в том числе со сверстниками.

В ходе исследования 40% детей рисовали на расстоянии от первого представленного члена семьи. Принимая во внимание нежелательные признаки, выявленные ранее, этот показатель может указывать на самые негативные эмоции ребенка по сравнению с этим членом семьи. В 80% случаев это фигура, представляющая отца. Руки вытянуты по бокам, пальцы в виде длинных палочек являются признаками агрессии в семейных ситуациях.

Результаты теста детской тревожности такие: 15% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень тревожности, 45% — высокий, 40 % — средний уровень тревожности. Сравнительные данные представлены на рисунке 1.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/05/4117-1.PNG

Рисунок 1. Сравнительные показатели уровня тревожности у детей из полных и неполных семей

 

По результатам исследования, полученные количественные данные показывают, что младшие школьники из неполных семей чаще демонстрируют агрессивные модели поведения, чем дети из полных семей. При этом наиболее распространенными видами агрессивного поведения в первой группы открытая физическая агрессия, направленная на неодушевленные объекты или на ровесников; вторые же, в основном, прибегают к таким моделям поведения, как ситуативная агрессия против неодушевленных объектов, прямая и косвенная вербальная агрессия. Очевидно, это свидетельствует о высоком уровне у детей из неполных семей.

По результатам анкеты для учителя «Критерии агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьевой, Т. Н. Титаренко) мы смогли увидеть, что дети из неполных семей, имеют более высокий уровень агрессивности, чем дети из полных семей. Так, низкий уровень агрессивности имеют 50% младших школьников из полных семей и всего лишь 20% из неполных (рисунок 2).

 

 Рисунок 2. Сравнительные показатели уровня агрессивности у детей из полных и неполных семей по результатам анкетирования учителей

 

Вывод

 

Результаты проведенного исследования показывают, что дети из неполных семей, имеют высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из полных семей более чем в два раза (соответственно 50% и 20%). У детей, родители которых живут вместе, наблюдается низкий уровень тревожности в два раза чаще, чем у детей из неполных семей (40% и 20%).

Полученные количественные данные показывают, что младшие школьники из неполных семей чаще демонстрируют агрессивные модели поведения, чем дети из полных семей. При этом наиболее распространенными видами агрессивного поведения являются открытая физическая агрессия, направленная на неодушевленные объекты или на ровесников. Дети из неполных семей, имеют более высокий уровень агрессивности, чем дети из полных семей. Так, низкий уровень агрессивности имеют 50% младших школьников из полных семей и всего лишь 20% из неполных.

 

Список литературы

 

  1. Далгатов М. М. Эмоциональное развитие подростков в неполных и смешанных семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2014. № 3. 19 с.
  2. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2009.
  3. Савина Е. Тревожные дети / Дошк.восп. – 2006, № 4.

 

References

  1. Dalgatov M. M. Emocional’noe razvitie podrostkov v nepolnyh i smeshannyh sem’yah // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologopedagogicheskie nauki. 2014. № 3. 19 s.
  2. Miklyaeva A.V, Rumyanceva P.V. SHkol’naya trevojnost’: diagnostika, korrekciya, razvitie. – SPb.: Rech’, 2009.
  3. Savina E. Trevojnye deti / Doshk.vosp. – 2006, № 4.