ПРАВО НА ДОСТУП К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

11 декабря 1:01

Отсутствие закрепления на конституционном уровне отдельного права на интернет-доступ (на доступ к  публичной информации) в России затрудняет определение содержания этого права, его природы и места в системе прав человека.

Рассмотрим  практику конституционного закрепления указанного права в других государствах.

В конституциях таких государств как Швейцария, Испания право на доступ к публичной информации упомянуто. Так, ст. 16 Конституции Швейцарии гарантирует каждому право «свободно получать информацию, добывать ее из доступных источников и распространять ее»; Конституция Испании признает и защищает право каждого «на свободное распространение и получение информации посредством любых средств, с ограничениями, накладываемыми требованиями морали, и т.п.[1].

В словацкой Конституции ст. 26 гарантирует свободу слова и право на информацию. В ней указано, что власти должны предоставлять достаточную информацию о своей деятельности, изложенной на государственном языке. Условия и способ такого информирования определяются законом. Кроме того, есть ст. 45, в нормах которой установлено право каждого на полную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды, причинах такого состояния и их последствия[2].

В Польше вопрос доступа к информации регулирует ст.я 51 Конституции, в которой сказано, что «каждый вправе требовать исправления или уничтожения ложной или неполной информации о лице, добытой незаконным путем. Принципы и процедура сбора и доступа к информации установлены законом». В данном случае речь идет не о доступе к публичной информации в целом, которая есть в органах власти, а о доступе к такой информации органов власти, которая касается непосредственно конкретного лица, которая заинтересована в этой информации о себе. Конституция Литвы гарантирует гражданам право на получение от государственных органов любой имеющейся информации, которая их касается. Это право может быть реализовано способом, установленным законом. В конституциях Франции, Италии вообще никоим образом не закреплено право человека и гражданина на информацию[3].

В Конституции Эстонии ст. 44 предусматривает право каждого гражданина Эстонии свободно получать открыто распространенную информацию. Такое же право предоставлено другим лицам, проживающим на территории Эстонии[4].

Таким образом, проведя небольшое сравнительное исследование, можно отметить, что право на доступ к публичной информации в том или ином его выражении предусматривают Конституции таких стран как Словакия (через обязанность власти предоставлять достаточную информацию о своей деятельности на государственном языке неопределенному кругу субъектов) и Эстония (через обязанность органов публичной власти и их официальных представителей предоставлять по требованию граждан полную информацию о своей деятельности в соответствии с установленной законом процедурой, за исключением некоторой информации). Что касается закрепления этого права в конституциях других европейских государств, то чаще всего оно ограничивается обязанностью власти предоставить лицу информацию только в отношении самого этого лица, а не о деятельности власти, что нельзя трактовать однозначно как публичную информацию, поскольку она не касается никого, кроме этого лица, то есть не носит публичного характера[5].

Обязанность государственных органов предоставить каждому информацию о деятельности власти в проанализированных конституциях прямо не установлена, только предусмотрено общее право каждого получать любую информацию от любых субъектах, что можно толковать и как право на доступ к публичной информации. Вместе с тем, подобная абстрактная формулировка не дает нам возможности установить конкретное содержание этого права и соответствующей обязанности.

Право на доступ к публичной информации предназначено для реализации человеком его правового статуса путем обеспечения ее доступа к управленческой информации органов публичной власти с целью информированности о состоянии общества, в котором она живет, о деятельности органов власти, что призвано усилить доверие граждан к публичной власти[6]. Из этого следует, что право на доступ к информации и право на доступ к публичной информации относятся к группе именно основополагающих прав человека. Однако раскрыть содержание права на доступ к публичной информации нельзя, если ограничиваться его конституционным определением, без исследования законодательного регулирования информационных отношений. В этой связи, на наш взгляд, конституционные положения относительно права на информацию вообще и права на доступ к информации требуют более качественной формулировки.

Поэтому целесообразно, по нашему мнению, было бы систематизировать ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ, объединив их в одну статью о праве на информацию, в которой можно было бы определить также право на доступ к информации и право на доступ к публичной информации, а также конституционные гарантии указанных информационных прав.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Эстонской Республики (принята на референдуме 28 июня 1992 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.eesti.ee/ru/estonskaa-respublika/konstitucia-estonskoj-respubliki/v-prezident-respubliki/# (дата обращения: 08.04.2021).
  2. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации (принята 18 апреля 1999 года [Электронный ресурс]. URL: https:// ru/?p=135. (дата обращения: 08.04.2021).
  3. Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А., Шаов И.К. К вопросу о сущности понятия «правовое пространство» // Российская юстиция. – 2020. – № 1. – С. 12-14.
  4. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 675 с.

 

[1] Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации (принята 18 апреля 1999  года [Электронный ресурс]. URL: https:// worldconstitutions.ru/?p=135. (дата обращения: 08.04.2021).

[2] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – С. 217.

[3]  Там же. – С. 181.

[4] Конституция Эстонской Республики (принята на референдуме 28 июня 1992 года [Электронный ресурс]. URL:  https://www.eesti.ee/ru/estonskaa-respublika/konstitucia-estonskoj-respubliki/v-prezident-respubliki/# (дата обращения: 08.04.2021).

[5] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – С. 217.

[6] Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А., Шаов И.К. К вопросу о сущности понятия «правовое пространство» // Российская юстиция. – 2020. – № 1. – С. 13.