Окорокова Варвара Борисовна,
д.филол.н., профессор ИЯКН СВ РФ.
Литература народов Севера, как особая система художественных традиций и ценностей, имеет своеобразный путь своего становления и развития. Синхронность развития литератур народов Севера обусловили, прежде всего, одинаковый уровень и общие закономерности их общественного развития в ХХ в.
30-ые годы – это этап зарождения и становления литератур. Начинается творчество основоположников литератур, появляются первые книги и устанавливаются художественные традиции. Известно, что особую роль в появлении в России литератур народов Севера сыграло творчество Н.Тарабукина, и таким заложенным им традициям, как автобиографизм и детская литература, отдавали дань все писатели-северяне.
60-ые годы – этап второго восхождения литератур Севера, своим громким голосом и ярким творчеством стали известны далеко за пределами республики такие писатели, как С.Курилов, В.Лебедев, Улуро Адо, Пл. Ламутский, А.Кривошапкин, Д.Апросимов и др. Это был период расцвета литератур. Развивалась поэзия и проза, создавались поэмы и романы. Стало возможным во весь голос говорить о проблемах малочисленных народов Севера, особенно остро были подняты проблемы сохранения традиций народа и родного языка.
80-90-ые годы – как и во всей отечественной литературе, этап перерождения литератур народов Севера, открывший имена Г.Дьячкова, Н.Курилова, Н.Калитина, Г.Кэптукэ, В.Аркук, Баргачана, Нулгынэт и др. Продолжалось и творчество маститых писателей – А.Кривошапкина, Улуро Адо. Тема выживания народа в современных условиях стала особо актуальной.
Во все времена общим лейтмотивом литератур народов Севера является основная идея произведений писателей-северян – боль за судьбу родного народа, за его будущее.
Вместе с тем каждая национальная литература имеет, несомненно, свои особенности и своеобразный путь развития.
Эвенская литература развивалась в русле типического литературного процесса – начавшись с поэзии в творчестве Н.Тарабукина, Пл.Ламутского, В.Лебедева, перешла к прозе, которая свой ускоренный путь развития от рассказа к повести, затем к роману прошла в творчестве А.Кривошапкина. Как выше было указано, эвенская литература стала основателем традиций литератур народов Севера. Вместе с тем есть одна черта, которая выделяет ее из всех литератур народов Севера. Это – искрометный юмор, начавшийся в творчестве Н.Тарабукина, продолженный в творчестве А.Кривошапкина, Баргачана, В.Аркук, далее получивший свое развитие в романе Нулгынэт. А юмор, как отмечают, не только показатель своеобразного склада характера народа, но и его особого дара, способности выживания и любви к жизни и уровня интеллектуальности. Эвенская литература имеет глубинные взаимосвязи с якутской литературой и создается на эвенском, якутском языках, что также наложило свои отпечатки на становление эвенской литературы.
В становлении юкагирской литературы особую роль сыграло влияние русской литературы, что видно в творчестве Тэки Одулока, С.Курилова, они творили в основном на русском языке. Ускоренность развития литературы реализовалась своеобразным образом в произведения Тэки Одулока и С.Курилова. Во-первых, в литературном процессе была нарушена «иерархия жанров», когда юкагирская литература началась с крупного эпического жанра. Во-вторых, ускоренное развитие литературы, воплощенное в романе С.Курилова, реализовалось в синкретизме произведения, когда художественное мышление народа, начавшись от мифа, сказки, эпоса, доросло до философского романа-эпопеи. С.Курилов писал: «На белом листе возникают целые эпохи и драмы, трагедии. Это спрессованная история». Он показал спрессованную историю человечества на примере жизни северных народов. Такой историзм обусловил и своеобразие фольклоризма романа. Некоторые исследователи объясняли это «возвращением в эпос». В.Г.Белинский писал о романе Купера так: «Первый американский роман стал возможен, благодаря английскому роману». Так и роман С.Курилова является не возвращением, а наоборот, восприняв традиции развитых литератур, особенно русской, он стал взлетом литератур народов Севера и великим достоянием всей отечественной литературы ХХ века. Г.Марков о нем говорил: «Гений. Писатель горьковского размаха».
Традиции писателей-северян ХХ века продолжаются в творчестве современных писателей, каждый из которых непременно становится заметным явлением в литературе и писателем со своим словом, со своим видением мира. Вспомним слова Г.Гачева о произведении Г.Кэптукэ: «Прочитать ее повесть поучительнее уму и душе, нежели прочитать еще один роман Бальзака или Достоевского». Почему? Потому что произведения северян – это школа Жизни, о выживании народов Земли, Планеты, больших и малых, в современных условиях, и многие развитые, цивилизованные народы мира могут обратиться к мудрости северян, живущих в согласии и гармонии с первозданной Природой.